Вера Карабчук
Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов - психологов «Берегиня»
Состав клуба педагогов - психологов «Берегиня» город Братск:
1. Организатор клуба - Карабчук В. Н. МБДОУ «ДСОВ №135»
2. Аникина С. В. «ДОУ 106»
3. Атрашкова Н. И. «ДОУ № 86»
4. Кузьменко Т. А. «ДОУ №113»
5. Мазур М. А. «ДОУ №45»
Публикация «Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов» размещена в разделах
- Куклотерапия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
6. Голанцева Н. А. ДОУ «№116»
7. Лязина Н. В. ДОУ «№88»
Одна из основных тенденций современного образования – гуманизация, признание человека главной социальной ценностью. Немаловажная роль в выполнении этой задачи возлагается на педагогов - психологов. Современному педагогу-психологу важно уметь противостоять профессиональным трудностям, управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, его позицию, проявлять эмпатию, рефлексировать.
Педагоги – психологи детских садов, в силу своей профессиональной деятельности, постоянно оказывают психологическую помощь и поддержку дошкольникам, родителям и всему педагогическому составу детских садов. По истечении определенного времени, вследствие высокой нагрузки, происходит эмоциональное истощение самих педагогов – психологов, на восстановление внутренних ресурсов, как правило, не остается времени и сил.
В городе Братске на городской встрече методического сообщества педагогов – психологов большинством присутствующих был озвучен запрос о том, что многие данные специалисты сами нуждаются в помощи, поддержке, направленной на профилактику и коррекцию профессионального выгорания. Выход был найден через создание клуба педагогов - психологов «Берегиня», где группа единомышленников, на совместных клубных встречах смогла бы не только восстановить собственные утраченные силы используя арт - терапию, но и создать итоговый продукт арт - сундучок «Берегиня», с целью расширения и систематизирования инструментария по работе с эмоциональной регуляцией детей и взрослых.
В основу деятельности клуба педагогов – психологов «Берегиня» заложен принцип совместного творчества при создании арт - сундучка «Берегиня» и поддерживающая психоэмоциональная атмосфера, где каждый участник был в роли создателя терапевтических пособий. На клубных встречах «Берегиня» так же применялись элементы релаксации, музыкотерапии, звукотерапии.
Методика куклотерапии была выбрана не случайно, она позволила в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть различные проблемные ситуации, снять травмирующие факторы, восстановить внутреннюю гармонию.
Приступая к изготовлению кукольных пособий, были изучены теоретические и практические работы специалистов по куклотерапии, сказкотерапии. Запланированы и проведены мастер-классы между участниками группы по изготовлению различных кукол. Из запланированных восьми заседаний клуба «Берегиня» в 2019-2020году, из-за короновируса, удалось провести четыре мастер - класса в обычном формате и две встречи онлайн.
Проводилась экспресс-диагностика эмоционального состояния участников клуба «Берегиня» на начало и завершение рабочей встречи («Метод цветовых выборов» М. Люшера). Завершающие встречи рабочей группы проводились с использованием интерактивной технологии ZOOM. Во время мастер-классов, ведущий дистанционно отслеживал динамику эмоционального состояния участников.
Несмотря на сложности в работе в связи с пандемией, мы можем отметить следующие результаты деятельности клуба педагогов - психологов «Берегиня» :
• стабилизация внутреннего мира участников при создании пособий и общения в процессе клубных встреч;
• овладение и расширение опыта педагогов - психологов в использовании методов куклотерапии;
• создание и использование пособий арт - сундучка «Берегиня» в дальнейшей практической работе педагогами - психологами и другими участниками образовательного процесса: воспитателями, родителями, другими специалистами.
В течение года, в процессе работы клуба «Берегиня», постепенно наполнялся арт – сундучок каждого участника клуба. В арт -сундучок вошли подборки практического материала по развитию эмоциональной сферы : пособия, картотека игр, мастер-классы, конспекты занятий, терапевтические сказки, этюды, рассказы. различные виды кукол. Пособия изготовлены с учетом специфики работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
При создании методического продукта были применены современные технологии ФГОС: кейс-технология, технология мастерских, технология сотрудничества, информационно – коммуникативная технология ZOOM, здоровьесберегающие, арттерапевтические, игровые.
Таким образом, выбранный формат деятельности клуба педагогов - психологов «Берегиня» позволил комплексно и эффективно решить задачи коррекционной и развивающей работы с психоэмоциональной сферой. Надеемся, что наш опыт будет полезен педагогам - психологам, воспитателям и родителям, кто заботится об эмоциональном развитии и благополучии.
Список литературы
1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. СП-б Речь 2007
2. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии Рязань : Зерна-книга 2014
3. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Лекарство-кукольный театр М: Никея 2009
4. Татаринцева А. Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда» СП-б Речь 2006
5. Хакимова Е. К. Валеева Р. А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога// Современные проблемы науки и образования. 2014 - № 1
6. Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника// Вопросы дошкольной педагогики 2018г - №4[/b]
[/b]