Ирина Левих
Психолого-педагогическая программа развития творческого мышления «Путешествие по стране Вообразилии»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
психолого-педагогической направленности
«Путешествие по стране Вообразилии»
Программа развития творческого мышления
детей подготовительной к школе группы
Тематический план
1. Раздумья о словах.
Публикация «Психолого-педагогическая программа развития творческого мышления „Путешествие по стране Вообразилии“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ритуал приветствия. Все возможные способы, которыми можно добраться в детский сад. Ассоциации, связанные со словами «мягкий», «красивый». Выполнение задания 1 А из Альбома. Создание из детских рисунков «настенной фрески» Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Создание психологической атмосферы, свободной от ограничений, связанных с конвергентным мышлением.
• Развитие способности генерировать множество ответов.
• Осознание детьми, что люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.
Формы работы:
• беседа,
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
2. От точки к точке.
Ритуал приветствия. Рисование по точкам, начиная с определенной точки с ограничением числа линий. Рисование по точкам без ограничений числа линий. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способности творить и созидать в условиях значительных ограничений
• Развитие гибкости при работе с образной информацией.
Формы работы:
изобразительная деятельность.
3. От точки к точке. Игры с «Геобордом».
Ритуал приветствия. Игры с «Геобордом». Рисование по точкам, начиная с определенной точки с ограничением числа линий. Рисование по точкам без ограничений числа линий.
Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способности творить и созидать в условиях значительных ограничений;
• Развитие гибкости при работе с образной информацией.
Формы работы:
• игра с «Геобордом»;
• изобразительная деятельность.
4. Настроение.
Ритуал приветствия. Чтение и обсуждение рассказа В. Голявкина «Я сейчас приду». Определение настроения, которое вызывает рассказ. Рисунки на тему «Отчего ты становишься счастливым», «Отчего тебе бывает грустно». Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способности придумывать разные ответы
• Осознание учащимися того, что разные ситуации могут создавать одно и то же настроение.
Формы работы:
• беседа,
• изобразительная деятельность.
5. Как улучшить настроение маме.
Ритуал приветствия, Что можно сделать для улучшения своего настроения. Способы улучшения настроения у друзей. Рисунки на тему «Как улучшить настроение маме». Домашнее задание – осуществление некоторых из предложенных идей на практике. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способности придумывать разные ответы;
• Осознание учащимися того, что разные ситуации могут создавать одно и то же настроение;
• Развитие способности к эмоциональному сопереживанию; воспитание любви к родным и близким людям.
Формы работы:
• проблемная ситуация,
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
6. Праздник. Украшения для торта.
Ритуал приветствия. Как украшают торты. Какие праздники, особые дни и даты можно отпраздновать с тортом. Разработка украшения тортов для особых дней и праздников. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам путем разработки деталей;
• Развитие символической беглости и гибкости.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
7. Праздник. Украшение коробки с подарками.
.
Ритуал приветствия. Как можно украсить коробки с подарками. На какие праздники, особые дни дарят подарки. Разработка украшения коробок с подарками для особых дней и праздников. Создание собственной оберточной бумаги, открыток. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам путем разработки деталей.
• Развитие символической беглости и гибкости.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
8. Рассказ по картинкам.
.
Ритуал приветствия Совместное сочинение историй на основе определенной последовательности юмористических рисунков (комиксов). Сочинение истории по рисункам. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие воображения и вербальной оригинальности.
• Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.
Формы работы: сочинение истории на основе определенной последовательности рисунков.
9. Сочинение историй по картинкам.
Ритуал приветствия. Сочинение истории по картинкам задания 6 Б Альбома. придумывание историй с неоднократной сменой порядка картинок. Создание альбома для сочинения историй на основе определенной последовательности юмористических картинок, комиксов. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие воображения и вербальной оригинальности.
• Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.
Формы работы: сочинение истории на основе определенной последовательности рисунков.
10. Что ты видишь?
.
Ритуал приветствия. Дорисовывание геометрических фигур до образа. Дорисовывание фигур из Альбома заданий. Создание коллажа из лоскутков, ниток, пуговиц, добавляя детали к нескольким основным формам. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способностей к невербальной разработке деталей;
• Развитие способности создавать имеющие смысл рисунки с помощью разработки деталей на предоставленных объектах.
Формы работы: изобразительная деятельность.
11. Нарисуй лица.
Ритуал приветствия. Определение настроения людей по рисункам и фотографиям. Завершение рисунков лиц с различными эмоциональными состояниями из Альбома, серия А. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умений создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей.
• Развитие символической беглости и гибкости.
Формы работы: изобразительная деятельность.
12. Нарисуй лица. Театр настроений.
Ритуал приветствия. Завершение рисунков лиц с различными эмоциональными состояниями из Альбома, серия Б. Подбор реплик, соответствующих нарисованным лицам. Пантомима «Угадай настроения». Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умений создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей.
• Развитие символической беглости и гибкости.
Формы работы:
• игра,
• драматизация,
• изобразительная деятельность.
13. Специальная одежда для разных профессий.
Ритуал приветствия. Представители профессий, использующие специальную одежду и специальное снаряжение. Завершение фигуры человека, имеющего необычную одежду и снаряжение из Альбома заданий, серия А. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способности усовершенствовать объект через добавление и разработку деталей;
• Развитие умений наблюдения и воображения.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
14. Маскарадные костюмы.
Рефлексия. Ритуал приветствия. Случаи, когда люди надевают маски, и специальные костюмы. Завершение фигуры человека, имеющего фантастическую или сказочную причину для маскировки Придумывание маскарадных костюмов. Ритуал прощания.
Задачи:.
• Развитие способности усовершенствовать объект через добавление и разработку деталей;
• Развитие умений наблюдения и воображения.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
15. Забавы с геометрическими фигурами.
Ритуал приветствия. Дорисовывание геометрических фигур до образа, добавляя заданное количество линий. Дорисовывание фигур из Альбома заданий, серия А. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умения использовать имеющие смысл объекты для разных целей.
• Развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами не имеют никакого значения.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
16. Поможем Красной шапочке и ее бабушке.
Ритуал приветствия. Другие варианты окончания сказки «Волк и семеро козлят». Возможные способы спасения Красной Шапочки и её бабушки. Обучение типовым приёмам фантазирования. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие вербальной беглости.
• Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность,
• драматизация.
17. Как спасти Колобка от лисы.
Ритуал приветствия. Сочинение нового окончания сказки «Колобок». Изготовление персонажей сказки Работа в парах – выбор задания: разыгрывание кукольного представления «Колобок на новый лад» или изготовление афиш к кукольному представлению. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие вербальной беглости.
• Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность,
• драматизация.
18. Если бы я писал книгу.
Ритуал приветствия. Животные-герои детских книг с необычными чертами и особенностями. Трансформация фигуры собаки, чтобы она стала обладать необычными и выдающимися способностями. Трансформация рисунков животных из задания 12 А Альбома. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов.
• Развитие невербальной оригинальности и гибкости.
Формы работы:
• беседа,
• изобразительная деятельность.
19. Если бы я писал книгу.
Дополнительные задания. Ритуал приветствия.
Проблемы необычных животных. Деликатное отношение к людям, которые сильно отличаются от других. Трансформация рисунков животных из задания 12 Б Альбома. «Музыкальное рисование». Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов.
• Развитие невербальной оригинальности и гибкости.
Формы работы:
• беседа,
• изобразительная деятельность.
20. Новая жизнь старых вещей.
Ритуал приветствия. Способы необычного использования старых вещей путем изменения их формы, размера, комбинирования с другими предметами. Новые применения вещей из задания 13 А Альбома. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи::
• Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов.
• Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
21. Новая жизнь старых вещей. Дополнительные задания.
Ритуал приветствия. Способы необычного использования старых вещей путем изменения их формы, размера, комбинирования с другими предметами. Новые применения вещей из задания 13 Б Альбома. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов.
• Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
22. Сочинение стихов
Ритуал приветствия. Фрагменты стихотворения С. Маршака «Человек рассеянный». Рифма. Ритм. Коллективное придумывание рифм к словам задания 14 А. Дополнение строф стихотворений из задания 14 А Альбома. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умения придумывать простые рифмы.
• Развитие вербальной гибкости.
Формы работы:
• беседа,
• мозговой штурм.
23. Сочинение стихов. Дополнительные задания
Ритуал приветствия. Коллективное придумывание рифм к словам задания Б. Дополнение строф стихотворений из задания 14 Б. Альбома. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умения придумывать простые рифмы.
• Развитие вербальной гибкости.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• сочинение стихов.
24. Что делает дядя Б.
Ритуал приветствия. Угадывание действий, начинающихся с определенной буквы. Действия, которые начинаются с буквы Б. Создание характерных образов активных букв. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие образной беглости.
• Развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определенной буквы.
Развитие умения создавать характерные образы активных букв
Формы работы:
• мозговой штурм,
• драматизация,
• изобразительная деятельность.
25. Как буквы в сказке «Репка» побывали.
Ритуал приветствия. Угадывание действий, начинающихся с определенной буквы. Действия, которые начинаются с буквы Б. Создание характерных образов активных букв. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие образной беглости.
• Развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определенной буквы.
Развитие умения создавать характерные образы активных букв
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
26. Сказочная страна, где живут только дети
Ритуал приветствия. Сказочная страна, где живут только дети. Что есть, чего нет в этой стране. Что может произойти только с детьми. Что могут делать только дети. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Умение проводить классификацию предметов и действий
• Развитие умения представить мысли в структурированной форме.
Формы работы:
• мозговой штурм,
• изобразительная деятельность.
27. Детские телевизионные передачи.
Ритуал приветствия.
Детские телевизионные передачи. Новые детские телевизионные шоу. Классификация рисунков детей. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Умение проводить классификацию предметов и действий
• Развитие умения представить мысли в структурированной форме.
Формы работы:
• беседа,
• изобразительная деятельность.
28. Неведомые животные далеких планет.
Ритуал приветствия. Телеграммы от жителей далекой планеты Альфа. Полет в космос. Неведомые, странные животные далеких планет. Комбинирование деталей животных из задания 17А, дорисовывание, раскрашивание до образа. Названия и имена необычных животных. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.
• Развитие воображения и образного мышления.
Формы работы:
• проблемная ситуация,
• сюрпризный момент,
• изобразительная деятельность.
29. Спасение далекой планеты.
Ритуал приветствия. Как помочь планете Альфа. Коллективная работа – создание в песочнице далекой планеты. Население ее вылепленными из пластилина фигурками необычных животных и инопланетян.
Задачи:
• Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.
• Развитие воображения и образного мышления.
Формы работы:
• проблемная ситуация,
• изобразительная деятельность,
• песочная терапия.
30. Волшебники Разделяй и Соединяй в зоопарке.
Ритуал приветствия. Появление волшебников Разделяй и Соединяй. Коллективное «музыкальное рисование» необычных существ. Комбинирование деталей животных из задания 17Б, дорисовывание, раскрашивание до образа. Названия, имена и истории необычных животных. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.
• Развитие воображения и образного мышления.
Формы работы
• сюрпризный момент,
• изобразительная деятельность,
• музыкальное сопровождение.
31. Магическая дверь в волшебную страну
Ритуал приветствия. Фрагменты из книг Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», А. Волкова «Волшебник изумрудного города». Различия между волшебным магическим миром и повседневной жизнью. Коллективная работа – создание в песочнице волшебной сказочной страны. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие воображения и образного мышления.
• Формирование умений планирования.
• Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.
Формы работы:
• беседа,
• песочная терапия.
32. Волшебная школа
Ритуал приветствия. Фрагменты из книг Я. Бжехвы «Академия пана Кляксы», Д. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Различия между волшебным магическим и реальным миром. Школьные правила, учителя, ученики, школьные предметы. Предметы, которые могут изучать в волшебной школе, учителя и ученики волшебной школы. Рефлексия. Ритуал прощания.
Задачи:
• Развитие воображения и образного мышления.
• Формирование умений планирования.
• Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.
Формы работы:
• беседа,
• изобразительная деятельность.