Зюзин Станислав Александрович
Повышение мотивационного потенциала занятий путем интеграции методов развития творческого мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Противоречия и задачки по рукопашному бою. Наверное, каждый из Вас в своей деятельности работая с детьми, сталкивался со следующими проблемами. Современные учащиеся зачастую непредсказуемы. С одной стороны, они болезненно воспринимают посягательство на свободу и независимость, а с другой ощущают одиночества и изоляцию. Это связанно с компьютеризацией, когда ребенок большую часть своего времени проводить в сети интернет или за игрой и не замечает этого. Компьютерные игры заменяют подвижные игры на воздухе, можно сказать исчезает дворовая культура. Ребенок становиться, менее подвижным, замкнутым. Не у каждого ребенка есть дома мяч, теннисные ракетки, но практически у каждого есть дома компьютер, планшет, игровая приставка, смартфон.
Публикация «Повышение мотивационного потенциала занятий путем интеграции методов развития творческого мышления» размещена в разделах
И в связи с этим, возникает вопрос, как их привлечь к своим занятиям или даже лучше сказать увлечь своими занятиями? Как создать условия, чтобы они оставались на занятиях? Как вызвать потребность в этом?
Возможно, Вы со мной согласитесь, все эти проблемы связаны с мотивацией. Что же такое мотивация? Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. В настоящее время существует множество теорий мотиваций, и сложившихся из них моделей мотиваций.
В своей работе, чтобы заинтересовать ребенка и вызвать в нем ту или иную потребность, мне помогает теория решений изобретательских задач. Попытаюсь на примере своей деятельности, показать, как я использую методы творческого мышления.
Давайте рассмотрим ключевые факторы, которые влияют на уровень мотивации, рассмотрим их по порядку.
1. Одна из основных потребностей ребенка – это общение, чувствовать себя частью чего-то. И самое важное в коллективе, создать благоприятный социальный климат, чтобы ребенок ощущал себя в команде. Всевозможные совместные праздники: День матери, День семьи, Новый Год, Дни воинской славы России и т. д., сплачивают ребят и создают климат для неформального общения. Игры на знакомства и совместная деятельность в организации, тоже позволяют сплотить детей.
2. Разнообразие образовательного процесса (эмоции и аналогии). Порой потеря интереса к занятиям происходит от однообразия и монотонности проведения занятий и чтобы этого не происходило в своих занятиях, особенно с маленькими детьми или когда необходимо тренировать технику, я применяю эмоциональную составляющую или провожу аналогии. Например: Упражнения выполнить с эмоциональной окраской: как усталый, но довольный спортсмен; как самое быстрое животное или как космонавт, находящийся в невесомости. Всё это необходимо для формирования осознания того, что на один и тот же объект можно взглянуть с различных точек зрения – как и на любую ситуацию каждый смотрит по-своему. Развитие понимание факта многообразия точек зрения, формирование ценностных установок на уважительное отношение к мнению других.
Проблемная ситуация: необходимо придумать как можно больше идей, для реализации которых, согласно условию, разрешается использовать исключительно «пояс».
Как будет действовать творчески подкованный человек? В своем мозгу он сразу же установит взаимосвязи, представив «пояс» в виде множества трактовок: пояс как кушак, пояс астероидов, пояс верности, часовые пояса, распоясаться, заткнуть за пояс и т. д.
Очевидно, что при таком понимании слова можно предложить огромное количество различных решений исходной творческой задачи, при этом соблюдая заданное ограничение в ресурсах – используя только пояс (но во множестве вариантов понимания). Метапредметные результаты: Использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей
Реализация направления в рамках упражнения Формирование навыков творческого использования ресурсов посредством проведения аналогий, установление взаимосвязей между объектами: как очевидных, так и нетривиальных. Таким образом, в случае отсутствия необходимых ресурсов учащиеся смогут заменить его объектом аналогией, использовав имеющиеся заделы.
3. Ещё один фактор - это восприятия информации. Если ребенок не понимает о чем идет речь или что от него требуют, то не редко это тоже приводит к снижению мотивации. Чтобы этого не происходило, мы играем с понятийным аппаратом «цепочка определений». Садимся в круг и друг за другом даем определение, связанное с нашей деятельностью. Например: ребенок говорит татами, следующий должен дать определение татами – мягкое покрытие для борьбы. Следующий ребенок дает определения последнему слову – борьба. Борьба – это один из видов единоборств. Следующий ребенок, дает определение единоборствам. Единоборство – это вид спорта связанный с поединком. Последующий ребенок дает определение поединку. Цель: повторение терминологии; работа с информацией; улучшение скорости мышления, реакции, внимание; умение слушать другого.
4. Развитие творческого мышления (технологии думать дальше). - Детям предлагается найти сходства между заданным предметом (в данном случае – мячом) и объектами, изначально явно не похожими на исходный. Для этого ученикам сначала нужно привести примеры, на что похожа фигура. Например, стереотипные аналогии: солнце, колесо, пуговица, крышка и т. д. - После чего начать «думать дальше» – привести варианты на что НЕ похожа исходная фигура. Например, гепард, гвоздь, песня, дуб и т. д.
- А теперь необходимо разработать взаимосвязи - как сделать непохожие объекты похожими?
Гепард: гепард-акробат выполняет в прыжке кувырок, по форме напоминающий круг.
Гвоздь: вид круглой шапки гвоздя сверху. А также круглая дырка, оставленная гвоздем, с запиской «Здесь был гвоздь».
Нож: вид ручки ножа снизу, с торца (в виде круга). круглый нож для консерв. круглая прорезь, оставленная ножом.
Песня: кружок «Песни и пляски» как вид деятельности в рамках дополнительного образования. песня, в рамках которой участники поют по кругу. песня «Встаньте в круг!»
Дуб: вид круглой кроны дуба с высоты. круглый дуб в виде печального пня, дуб, находящийся в стадии маленького круглого желудя.
Реализация в задании: Отработка умения «Объединить необъединимое» на примере изначально непохожих объектов. Последующая проекция данного навыка на сферу жизнедеятельности и особенности взаимодействия с людьми
Метапредметные результаты: Владение навыками познавательной рефлексии.
Реализация в задании: Создание условий для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов в рамках задания, их результатов и оснований. Пересмотр границ своего знания и незнания при реализации принципа «думай дальше».
Личностные результаты Эстетическое отношение к миру
Реализация направления в рамках упражнения Повышение внимания к окружающему миру в процессе поиска объектов, схожих с геометрическими фигурами, буквами и т. д.
5. Музыка в процессе занятий рукопашным боем. Ещё один из способов разнообразить деятельность и посмотреть на неё с другой стороны.
В чём связь рукопашного боя и музыки, но если приглядеться, в музыке есть ритм, эмоция и в рукопашном бою есть ритм и эмоция. В музыке красота мелодии создается набором нот, в рукопашном бою красота набором ударов и приёмов. И, когда находишь связь, то отношение к занятиям складывается иначе.
6. Ещё один необходимый фактор для повышения мотивации - это самореализация и свобода действия. Где ребенок может почувствовать себя самостоятельным и свободным? Конечно в походах или на учебно-тренировочных сборах. Личностные результаты Готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности. Реализация направления в рамках упражнения Развитие способности и готовности к самостоятельному поиску и созданию новых средств достижения познавательных задач.
Мотивация учащихся к ведению творческой деятельности, генерированию идей, применение различных методов познания на основе предложенной в упражнении схемы.
7. И в заключении, чтобы определить мотивационный потенциал Вашего занятия, можно воспользоваться формулой предложенной Радиславом Гандапасом и адаптировать её под себя:
ЗОЖ: расшифровки (творческое мышление, игра слов и т. д.)
Ход упражнения. Учащимся предлагается составить бэкронимы – то есть свои (“альтернативные”) расшифровки для уже существующих аббревиатур. Таким образом, необходимо подобрать слова, начинающиеся последовательно на каждую букву аббревиатуры и взаимосвязанные в единое словосочетание или предложение.
Например, ЗОЖ:
«Занудный Обладатель Жвачки».
«Зря Он Жульничал»,
«Зачем Окно Жирафу?»,
«Земля Очаровательных Жаб» и множество других.
«Примеры тематической расшифровки исходной аббревиатуры»
Предмет Тематическая расшифровка общепринятой аббревиатуры «ЗОЖ»
Биология «Заботливый орангутанг Жора»
География «Знаменитое озеро Женевское»
Физика «Закон Ома же!», «Зона обтекания жидкостью» и т. д.
Из таблицы видно, что учащиеся посвящают свои расшифровки определенным предметным областям, подбирая при этом соответствующие объекты на заданные буквы.
Кроме того, рекомендуется попросить учащихся пофантазировать над возможными сюжетами придуманных трактовок – то есть не просто озвучить словосочетания, но и высказать свои предположения относительно их природы. Это будет способствовать развитию творческого мышления, в том числе, способностей к сочинительству. Так, на основе предложенных расшифровок можно обсудить следующие вопросы:
- Почему нельзя жульничать?
- Для чего может пригодиться окно жирафу? Например, он такой высокий, что стандартные окна ему не подходят, поэтому, собираясь в гости, он всегда берет с собой свое окошко, чтобы иметь возможность вместе со всеми полюбоваться пейзажем из окна.
- Почему жабы, живущие на той земле, такие очаровательные? Возможно, все они – заколдованные королевские персоны?
Аналогии (синектика)
Аналогии. Уровень 1.
Игра слов. Творческое задание : ПОЯС: ИГРА СЛОВ
Проблемная ситуация: необходимо придумать как можно больше идей, для реализации которых, согласно условию, разрешается использовать исключительно «пояс».
Как будет действовать творчески подкованный человек? В своем мозгу он сразу же установит взаимосвязи, представив «пояс» в виде множества трактовок: пояс как кушак, пояс астероидов, пояс верности, часовые пояса, распоясаться, заткнуть за пояс и т. д.
Очевидно, что при таком понимании слова можно предложить огромное количество различных решений исходной творческой задачи, при этом соблюдая заданное ограничение в ресурсах – используя только пояс (но во множестве вариантов понимания)
Цели. Метапредметные результаты: Использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей
Реализация направления в рамках упражнения Формирование навыков творческого использования ресурсов посредством проведения аналогий, установление взаимосвязей между объектами: как очевидных, так и нетривиальных. Таким образом, в случае отсутствия необходимых ресурсов учащиеся смогут заменить его объектом аналогией, использовав имеющиеся заделы
На что похоже. Как можно применить?
(в том числе, ситуации-задачки). Как достать что-то и т. д.
Дорисовать и т. д.
Творческое задание : АНАЛОГИИ С ЭМОЦИЯМИ
Например: «Давайте выполним это упражнение со следующими эмоциями» :
- Как уставший, но довольный спортсмен
- Как исследователь на экспедиции
- Как серьезный врач
- Как радостный ребенок
Цели. Личностные результаты: Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Реализация: Формирование осознания того, что на один и тот же объект можно взглянуть с различных точек зрения - как и на любую ситуацию каждый смотрит по-своему. Развитие понимания факта многообразия точек зрения, формирование ценностных установок на уважительное отношение к мнению других.
Аналогии. Уровень 2.
Принцип творчества «2Д: Думать Дальше»
Детям предлагается найти сходства между заданным предметом и объектами, изначально явно не похожими на исходный.
Выбор фигуры и приведение стереотипных аналогий
Первым делом учащимся необходимо, практически не задумываясь, составить список объектов, которые явно напоминают заданную геометрическую фигуру. На данном этапе выявляются наиболее очевидные и закономерные варианты ответа.
Пример. Исходный объект – мяч. Стереотипные аналогии: солнце, колесо, пуговица, крышка и т. д.
Определение объектов, на которые не похожа фигура
Далее учащимся предлагается определить, на что не похожа та же самая геометрическая фигура. Таким образом, учащиеся начинают «думать о другом».
Разработка взаимосвязей: как сделать непохожие объекты похожими?
Школьникам необходимо придумать, как сделать так, чтобы объекты из пункта 2 (изначально не похожие) стали похожи на заданную фигуру. Иными словами, как можно связать случайные объекты с заданной геометрической фигурой.
Таблица. «Применение метода «2Д» при выполнении задания «Живые фигуры»
Геометрическая фигура: круг
2Д: «На что
не похож» 3. Установление взаимосвязей
«Как сделать так, чтобы стали похожи?»
Гепард - гепард-акробат выполняет в прыжке кувырок, по форме напоминающий круг
Гвоздь - вид круглой шапки гвоздя сверху,
- круглая дырка, оставленная гвоздем, с запиской «Здесь был гвоздь»
Нож - вид ручки ножа снизу, с торца (в виде круга,
- круглый нож для консерв,
- круглая прорезь, оставленная ножом
Песня - кружок «Песни и пляски» как вид деятельности в рамках доп. образования,
- песня, в рамках которой участники поют по кругу,
- песня «Встаньте в круг!»
Дуб - вид круглой кроны дуба с высоты,
- круглый дуб в виде печального пня,
- дуб, находящийся в стадии маленького круглого желудя
Цели. Метапредметные результаты: Владение навыками разрешения проблем
Реализация в задании: Отработка умения «Объединить необъединимое» на примере изначально непохожих объектов. Последующая проекция данного навыка на сферу жизнедеятельности и особенности взаимодействия с людьми
Метапредметные результаты: Владение навыками познавательной рефлексии.
Реализация в задании: Создание условий для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов в рамках задания, их результатов и оснований. Пересмотр границ своего знания и незнания при реализации принципа «думай дальше»
Личностные результаты Эстетическое отношение к миру
Реализация направления в рамках упражнения Повышение внимания к окружающему миру в процессе поиска объектов, схожих с геометрическими фигурами, буквами и т. д.
Метод фокальных объектов
Понятие
Метод фокальных объектов был предложен Ф. Кунце. Данный метод генерирования идей происходит от слова «фокус» и направлен на улучшение выбранного объекта посредством выделения случайных слов, определения их характеристик и последующей проекции свойств случайных слов на исходный объект.
Для реализации данного метода необходимо выполнить ряд следующих действий.
Действие 1. Выбор исходного объекта для последующей разработки улучшений.
Пример: фонарь.
Действие 2. Выбор случайных слов (не связанных с исходным объектом).
Пример: ворона, бумага, кролик.
Действие 3. Выявление свойств и ассоциаций для подобранных случайных слов.
Пример:
- ворона: злопамятная, всеядная, связана с природой и т. д. ;
- бумага: теплая (после принтера, гибкая и т. д. ;
- кролик: знаком с фокусником и т. д.
Действие 4. Механическое проецирование характеристик случайных слов на исходный объект.
Пример:
- злопамятный фонарь; всеядный фонарь; фонарь, связанный с природой и т. д. ;
- теплый фонарь; гибкий фонарь и т. д. ;
- фонарь, знакомый с фокусником и т. д.
Действие 5. Фильтрация и додумывание получившихся словосочетаний до идей. Кроме того, для того чтобы задействовать эмоциональный фактор, можно предложить детям оживить исходный объект, представив его в виде героя, и иллюстрировать.
ПРИМЕР на отвлеченную тему:
2. Случайные слова 3. Свойства и ассоциации для случайных слов 4. Проекция свойств (механическая) 5. Додумывание
словосочетаний
до идей
Ворона Злопамятная ворона Злопамятный фонарь Фонарь-видеонаблюдение: помнит и записывает все происходящее вокруг
Ворона связана с природой Фонарь, связанный
с природой Фонари с эффектом фотосинтеза : «очистители воздуха», которые располагаются на оживленных улицах и вдоль трассы
Всеядная ворона Всеядный фонарь Фонарь, работающий на любой энергии
Бумага Теплая
(после принтера) бумага Теплый фонарь Фонарь-обогреватель: идеален для размещения на остановках общественного транспорта. При понижении температуры до определенного уровня он включает обогрев
Гибкая бумага Гибкий фонарь Антиветровой фонарь: гнется до безопасного уровня, а не ломается при сильном ветре
Кролик Кролик знаком с фокусником и "ассистирует" ему Фонарь, знакомый с фокусником Фонарь-фокусник: оснащен датчиками влажности: при появлении осадков он раскрывает специальное устройство, похожее на зонт
Применение метода относительно элементов рукопашного боя
Таблица. «Применение метода фокальных объектов для усовершенствования объекта «кимоно»
1. Исходный объект: кимоно
2. Случайные слова 3. Свойства и ассоциации для случайных слов 4. Проекция свойств (механическая) 5. Додумывание
словосочетаний
до идей
Лягушка Прыгает Кимоно прыгает Кимоно, в котором человек «отпрыгивает» от пола, что позволяет минимизировать травмы при обучении
Варианты реализации:
- каучук
- Магнитный пол (полюсное взаимодействие)
Медицинская Медицинское кимоно Медики, когда принимают борцов, одеты не в белый халат, а в белое кимоно. Это позволяет избежать «синдрома белого халата»
Зеленая Зеленое кимоно Кимоно, сделанное из экологический материалов. Сохранение природы
Кимоно, пропитанное зеленкой – сразу заживляет раны
Чай Многовидовой Многовидовое кимоно Кимоно-трансформер
Теплый Теплое
кимоно Кимоно с подогревом.
Из таблицы видно, что, отталкиваясь от проекции свойств случайных слов на исходный объект, учащиеся могут разработать множество вариантов усовершенствования выбранного объекта, которые едва ли пришли бы им в голову без применения данной методики.
«Суперприставки»
Ход упражнения. Учащимся предлагается придумать идеи усовершенствования выбранного объекта посредством метода произвольных приставок, впервые описанным Джанни Родари. Для этого необходимо выполнить последовательность следующих действий.
Действие 1. Выбор исходного объекта для последующих модификаций.
Действие 2. Определение сложных приставок, значение которых несет смысловую нагрузку.
Пример: мело-, моно-, экс- и др.
Действие 3. Расшифровка значения выбранных приставок.
Пример: "мело-" - относящийся к музыке, пению (от греческого melos -песнь)
Действие 4. Подбор слов, являющихся примерами употребления приставок.
Пример:меломан, монолог и т. д.
Действие 5. Осуществление "механического" объединения каждой приставки с исходным объектом.
Действие 6. Разработка описания для модификации объекта по итогампроекции значения приставки.
.
Цель: при помощи творческого мышления придумать улучшения татами
Действие 1. Исходный объект: татами
2. 3. Значение приставки 4. Примеры 5. Новый объект 6. Описание
Мото Связанный с движением
(от латинского motor- приводящий в движение) Мотоцикл Мототатами Самостоятельно переезжает из зала в зал – не нужны дополнительные приспособления для переноса (например, вмонтированы гусеницы).
Кроме того, мототатами складывается, чтобы было легко пролезать в дверные проемы.
Также мототатами позволяет быстро и легко организовать переезд – достаточно просто сложить на него все вещи и вперед!
А еще можно устроить гонки на мототатами с призывным криком «ТА!ТА!МИ!»
Видео Связанный с видимым изображением (от латинского video- смотрю, вижу) Видео-
запись Видео татами Транслирует все происходящее на потолок, что позволяет совершенствовать технику выполнения упражнений
Полу Означающий половину Полушарие Полутатами Наполовину – татами, наполовину –массажный пол и т. д.
Аква Имеющий отношение к воде (от латинского
aqua - вода) Аквапарк Аквататами Татами-мини-бассейн. Используется для организации еще более безболезненного обучения
Аэро Воздушный (от греческого aer- воздух) Аэроплан Аэротатами Коллега ковра-самолета – татами-самолет
Мело Относящийся к музыке, пению (от греческого melos -песнь) Меломан Мелотатами
Из таблицы видно, что ребенок каждый раз модифицирует исходный объект, создавая творческие идеи на основе проекции свойств суперприставки.