Елена Винокурова
Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология для творческого развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является : творческое развитие личности и приобщение к музеям подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики в нашем детском саду является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.
Публикация «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология для творческого развития личности» размещена в разделах
В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
• У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Огромный творческий потенциал всех участников педагогического процесса, помог нам создать в нашем детском саду условия для организации мини-музеев. В каждой возрастной группе были созданы мини-музеи. Темы определились исходя из интересов дошкольников, они весьма разнообразны: «Погремим у ушка чудо-погремушкой», «Волшебная пуговка», «У бабушки в деревне», «Кошкин дом».
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражают специфику возраста детей данной группы. Так, например, мини-музей «Погремим у ушка
чудо-погремушкой!» - самая близкая и понятная тема для малышей ранней группы.
В каждой группе нашлось место для уголка патриотического воспитания.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно играть, развиваться, дополнять, объединять в новые композиции! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей «В гостях у Кузи» является неотъемлемой частью развивающей предметно – пространственной среды нашего ДОУ. Работа в нашем мини – музее продолжается круглый год. Дети очень любят приходить сюда на экскурсии, на занятия, находить и узнавать для себя что-то новое.
На территории мини-музея проходят развлечения, фольклорные досуги – «В гостях у Матрешки», «Открывая бабушкин сундук». Самый любимый праздник для детей и взрослых – «Масленица», которая проводится весной.
Деятельность нашего музейного уголка охватывает не только детскую, но и взрослую аудиторию.
Совместно с родителями был реализован проект «Семейный альбом». Родителями были изготовлены генеалогическое древо и герб семьи. Воспитателями групп оформлены фотоальбомы «Вместе дружная семья», «Семейные альбомы». Во время беседы с детьми и родителями чувствовалось, что многие испытывают гордость за свой род, за то, что они являются маленькой частичкой большой семьи.
Каждая группа с участием родителей готовит свои выставки, поделки из различного материала, рисунки и т. д.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, дидактических играх, творческих заданиях.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.