Ольга Камаева
Методы стимулирования творческого мышления учащихся на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система образования открывает перед учителем широкий выбор, как методов обучения своих учеников, так и способов развития у учащихся творческого мышления. Уроки математики учат детей рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, то есть – думать. Поэтому очень важно, в образовательном процессе ориентироваться на развитие познавательной активности, формирование у детей умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности, самостоятельности. Использование современных образовательных технологий позволяет поддерживать у участников образовательного процесса интерес к изучаемому предмету, активизировать их в течение всего урока, стимулировать и мотивировать процесс познания. Это даёт возможность каждому ученику проявить свои способности, раскрыть свой творческий потенциал.
Публикация «Методы стимулирования творческого мышления учащихся на уроках математики» размещена в разделах
При выборе той или иной образовательной технологии, я стараюсь на своих занятиях дать возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Например, использование проблемных методов обучения, основанных на создании проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить детей на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. В результате использования этого метода обучения происходит творческое овладение знаниями, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации я стараюсь использовать на различных этапах урока : при объяснении, закреплении, контроле, а также при повторении пройденного материала. Проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение необходимых компетенций, одновременно развивая познавательные и творческие способности.
Другим методом, раскрывающим творческий потенциал ребёнка, является дифференцированный подход. Дифференциация даёт более прочное и глубокое усвоение знаний, развитие индивидуальных способностей, развитие самостоятельного творческого мышления. Задания разного уровня сложности создают условия для продвижения учащихся в учёбе, в соответствии с их возможностями. При использовании этого метода у учителя появляется возможность помочь более слабому ученику, а также уделить внимание более сильным, реализуя желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в освоении учебного материала. При этом и у сильных, и у слабых учеников повышается уровень мотивации к занятиям, так как сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытывать учебный успех.
Игровые методы обучения, как никакие другие методы делают процесс обучения более интересным, создают у учащихся хорошее настроение, позволяют преодолевать трудности в обучении. Метод кейсов, мозгового штурма, синектики направлены на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, а также развитие коммуникативных способностей, умение взаимодействовать в группе. Эти методы лучше всего применять при взаимопроверке и самопроверке после выполнения самостоятельной работы. Каждый учащийся имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создаёт комфортную обстановку и в короткий срок опросить всю группу.
Сегодня нельзя представить занятия без использования информационно-коммуникационных технологий. Основным преимуществом данных технологий является наглядность, так как основная доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении математики. ИКТ помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. Информационные технологии открывают перед учителем широкие возможности. Для меня это: и создание к урокам презентаций, использование мультимедийного оборудования для показа видео по различным разделам курса математики, а также применение образовательных и обучающих программ. Учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать подачу сложного учебного материала с более лёгким, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ. Поэтому при подготовке и проведении уроков всегда стараюсь учитывать дозировку учебной нагрузки, работоспособность детей, гигиенические условия (чистота, свежий воздух, хорошая освещённость, оздоровительные моменты и смену видов деятельности, помогающие преодолеть усталость.
Все вышеперечисленные современные технологии обучения позволяют добиваться мне в своей деятельности высоких результатов, учащиеся активно принимают участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах и других конкурсах по предмету, что показывает о развитии их творческой и познавательной активности.