ОКСАНА ШАДЕНКОВА
Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи
. Причины определения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим; вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит.
. Выяснение вопроса, от кого зависит благополучие ребенка в детском саду.
. Обсуждение проблемы: чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой?
. Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к детскому саду и различными вариантами введения детей в группу.
Публикация «Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада» размещена в разделах
. Выяснение возможностей родителей при организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду, а также особенностей родительской помощи ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду.
. Советы родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
Об особенностях семейного воспитания можно сделать предположения, если обратить внимание на следующие моменты.
. Дают родители ребенку время осмотреться или сразу же пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера?
. Заботятся родители о самочувствии ребенка, находясь в кабинете?
. Доверяют они ребенку?
. Сильно ли опекают?
. Жестко ли контролируют?
. Поддерживают детскую инициативу или подавляют?
. Рассказывая о ребенке, говорят «мы» вместо «он»? ( Например: «Мы умеем само-стоятельно одеваться».)
. Доверяют родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним?
. Откровенны ли родители?
Легко вступают в контакт со специалистом? Насколько настроены на сотрудничество?
. Вступают родители в конкуренцию со специалистом?
. Соглашаются со всем, что говорит специалист, или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения?
После знакомства с семьей один из специалистов беседует с родителями, другой занимается с ребенком. (Если встречу проводит один человек, то, как правило, после непродолжительной беседы с родителями он переключается на общение с ребенком.) Родители могут участвовать в игре с малышом или заполнять анкету и знакомиться с информацией по вопросу адаптации. Педагог или психолог, общающийся с ребенком, наблюдает, как он адаптируется к новой ситуации. То, как ребенок ведет себя в кабинете специалиста, демонстрирует, в определенной мере, модель его типичного поведения при освоении нового пространства и установлении отношений с новыми для него людьми. Опытный специалист поймет, как ребенок в дальнейшем будет осваиваться в группе детского сада, как будет устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Поэтому, диагностируя развитие социальных навыков ребенка, можно сосредоточиться на наблюдении за такими особенностями его поведения, как уверенность в себе, самостоятельность и инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым, эмоциональная чувствительность, владение простейшими нормами и правилами поведения. Специалисту необходимо быть хорошим наблюдателем, чтобы увидеть особенности поведения и реакций конкретного ребенка, понять его проблемы, а также типичные для него механизмы приспособления.
Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты.
. Как он входит в кабинет: сам или его подталкивают в спину либо тянут за собой родители?
. Как реагирует на незнакомого человека и на новое помещение?
. Проявляет ли активность, стремится ли исследовать помещение?
О самостоятельности малыша можно судить по тому:
. удается ли ему занять себя;
. как он организует освоение нового пространства: может сосредоточиться на одном предмете или переходит от одного предмета к другому, ни на чем долго не задерживаясь;
. может ли в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия;
. насколько активно пользуется речью или предпочитает молчать;
. часто ли обращается за поддержкой к родителям.
Анализируя простейшие навыки сотрудничества, важно обратить внимание на следующее.
. Придерживается ли ребенок общих правил и норм?
. Как реагирует на ограничения, замечания и поощрения взрослого, на изменение тона речи взрослого?
. Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая его внимание к чему-либо?
. Обращается ли за помощью к взрослому?
. Каков внешний вид малыша?
. Что можно сказать о его эмоциональности?
Диагностика развития социальных навыков малыша предполагает обеспечение его эмоциональной безопасности, установление доверительных отношений с ним и его родителями и только затем исследование развития социальных навыков и построение гипотез о степени их развития.
Знакомясь с родителями и ребенком, специалист дошкольного учреждения предлагает каждому удобное место и просматривает заполненные родителями анкеты или просит заполнить анкеты, если это не было сделано ранее (используются стандартные варианты анкетирования, содержащего общие вопросы о ребенке и семье). Таким образом, создается пауза, позволяющая и ребенку, и взрослому ос-мотреться, освоиться в новом для них пространстве. Психолог ненавязчиво наблюдает за ребенком. Если он внимательно рассматривает интерьер, игрушки, взрослых, если, устанавливая зрительный контакт, обращается с вопросом к психологу, тогда можно переходить ко второму этапу диагностики. ( Опыт показывает: такие дети впоследствии легко привыкают к детскому саду.)
Если ребенок жмется к родителям, не желает общаться со специалистом, не следует торопиться, надо дать малышу еще время. Можно заняться какой-нибудь при-влекательной для него деятельностью. Например, если в кабинете есть песочница и емкость с водой, взрослый достает игрушки, запускает в воду дельфинчика, переливает воду из одного сосуда в другой, комментирует свои действия, попутно объясняя правила игры с водой: «Я закатаю рукава, чтобы не замочить их; вода теплая; я играю аккуратно, не расплескиваю воду, а когда наиграюсь, то возьму полотенце и вытру руки. Смотри, у меня руки сухие. Потрогай воду, тебе она какой кажется - теплой или холодной? Посмотри, какие здесь рыбки! Покажи, где большая улитка? Интересно, а ты найдешь в коробке с игрушками собачку?».
Чтобы ребенок почувствовал себя спокойнее, важно направлять его внимание на телесные ощущения: «Потрогай травку (если в кабинете есть искусственная трава). Какая она? Мягкая или жесткая? Смотри, у нас есть волшебный мячик Он мягкий и вкусно пахнет. Погладь мячик, понюхай его! А это что? Пупырышки у мячика. Какие они? Твердые. А этот шарик как ежик, у него колючки. Потрогай его. Давай, я покатаю его по твоей ладошке». Включение телесных ощущений снижает тревогу ребенка и позволяет установить контакт.
Сначала этот контакт устанавливается через совместно переживаемые телесные ощущения, (я чувствую то же, что и ты, а затем и через непосредственные прикос-новения: взрослый касается руки ребенка, а тот - его ладони. Если ребенок прикоснулся к взрослому, если удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений пройден. И только теперь имеет смысл заняться собственно диагностикой.
Хотим еще раз подчеркнуть: без установления доверительных отношений с ребенком данные диагностики нельзя считать достоверными.
Если специалисту не удается самостоятельно установить контакт с ребенком, можно попытаться сделать это через родителей. Для этого, рассматривая привлекательный предмет, нужно обратиться к родителям малыша : «Смотрите, какой у нас мяч! Правда, приятный на ощупь? Давайте, я его брошу вам, вы - Кирюше. Вот так! Кирюша, бросай мяч маме. Мама бросит мяч мне, а я - Кирюше. Кирюша, лови мяч!». Детей, контакт с которыми удается установить только через родителей, скорей всею ожидает тяжелая адаптация. Дальнейшее исследование позволит составить более точный прогноз. Иногда все старания оказываются напрасными, а порой только к концу встречи ребенок «оттаивает» и начинает интересоваться тем, что его окружает. В этих случаях стоит сосредоточиться на беседе с родителями, более подробно расспросить их об особенностях домашнего воспитания.
После установления контакта с ребенком специалист наблюдает за тем, как он осваивает новое пространство. Поддерживая малыша («Какой ты молодец! Нашел зайчика. А мы думали, что потеряли его. Как осторожно и бережно ты обращаешься с куклой. Какой ты заботливый!», мы обращаем внимание на то, как он реагирует на поощрение: его доверие к взрослому увеличивается (оптимальная реакция); повышается возбудимость; никакой реакции нет.
Вводя правила и ограничения («Старайся не высыпать песок из песочницы. Если нечаянно высыплешь, скажи мне. Я уберу. Машины у нас катают на ковре. На доске рисуют вот этим фломастером, а стирают губкой», можно увидеть разную реакцию. Ребенок стремится выполнять правила взрослого. Ребенок начинает нарушать правила, как бы испытывая взрослого. В этой ситуации взрослый указывает ребенку на то, что заметил, что ребенок специально делает это, и, глядя ему в глаза, говорит, что запрещает ему так себя вести: «Я вижу, ты специально бросаешь песок. Мне не нравится, когда у меня мусорят. Я прошу тебя не делать это. Лучше давай насыплем песок в грузовик». Как правило, серьезного тона бывает достаточно, чтобы пристpунить ребенка. Такое поведение свидетельствует, скорее, в пользу ребенка. Значит, он чувствует себя в безопасности, если может позволить социальный эксперимент: что можно в обращении с взрослым, а что нельзя? Если ребенок никак не реагирует на замечания взрослого, надо удостовериться в том, что он услышал и понял взрослого. Скорее всего, это свидетельствует о том, что увеличилась тревожность ре-бенка и он таким образом стремится прервать общение. Тогда лучше обратиться к его родителям. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Педагогу или психологу учреждения важно прояснить причину родительских волнений : «Вас что-то сейчас беспокоит? Расскажите о своих опасениях». Снижение напряжения у родителей благотворно скажется на ребенке.
По результатам беседы с родителями и наблюдениям за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации ребенка и основанная на нем гипотеза о том, как; лучше организовать переход малыша от домашнего к семей-но-общественному воспитанию.