Раиса Животок
Психолого-педагогическая программа Мдоудс №10 «По дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время невостребованные в 90-х гг. группы для детей раннего возраста переживают настоящий “бэби-бум”. Родители вынуждены записывать своих детей в очередь чуть ли не с рождения. Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад связано с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями.
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом.
Публикация «Психолого-педагогическая программа Мдоудс №10 „По дороге в детский сад“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности». Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура). Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. С поступлением ребенка 2 – х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как: капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В нашем детском саду функционируют 10 групп, 2 из которых - группы раннего возраста, поэтому вопрос адаптации детей к детскому саду для нас особенно актуален. В нашем детском саду разработаны мероприятия по предупреждению дезадаптации детей при приеме в МДОУДС №10. Важной составляющей этой работы является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Психолого-педагогическая программа «По дороге в детский сад» реализуетсядля профилактики эмоционального неблагополучия детей раннего возраста в период адаптации к условиям МДОУДС № 10.
Вся работа проводится по 3 блокам:
I. Диагностический.
II. Коррекционно-развивающий.
III. Консультационно-профилактический.
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу «Адаптационную карту ребёнка», педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
• эмоциональное состояние ребенка;
• социальные контакты ребенка;
• послеполуденный сон;
• аппетит ребенка.
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
• хороший аппетит;
• спокойный сон;
• охотное общение с другими детьми;
• адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
• преобладание радостного, устойчиво-спокойного эмоционального состояния.
Исходя из всего выше сказанного, необходимо отдать должное внимание проблеме адаптации ребёнка раннего возраста к условиям детского сада. Поэтому в нашем детском саду оказывают особое внимание именно этой проблеме, для этого проводится система работы по устранению у детей адаптационного синдрома.
Изучив большое количество литературы по данной проблеме, мной была разработана программадля успешной адаптации детей раннего возраста «По дороге в детский сад».
Цель программы :психолого-педагогическое сопровождение детейраннего возрастав период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы :
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возрастапо средствам различных форм работы в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей раннего возраста;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии у детей раннего возраста;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Новизна программы :
Новизна опыта состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации. Взаимодействие специалистов МДОУДС №10 в использованииметодов и приемов профилактики эмоционального неблагополучия детей во время адаптации.
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Международные правовые документы:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Декларация прав ребенка.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания.
Правовые акты РФ:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Семейный кодекс РФ.
3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ (в редакции от 30.06.2007г.).
4. Федеральный закон РФ об образовании от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в РФ».
5. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г. г.».
6. Письмо РФ от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин /20-04 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
7. Приказ № 1515 от 22.07.1998 г. «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении».
8. Письмо Министерства образования РФ № 28-51-513/16 от 27.06.2003г. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
9. Программа развития образования на 2013–2020 гг. утверждена правительством РФ от 22.11.2012 г. № 2148 – р».
10. Устав МДОУДС №10.
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13».
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственногообразовательногостандарта дошкольного образования».
II. ПРОГРАММА БАЗИРУЕТСЯ НА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество детского сада с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа реализуется : с января 2014годасотрудниками МДОУДС № 10
• рассчитана на ранний возраст;
• имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения ожидаемого положительного результата в работе;
• позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционно-развивающей работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
• содержит различные формы работы с детьми, родителями и сотрудниками;
• предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада;
• в соответствии ФГОС ДО.