Получи документы

Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребёнка к детскому саду

Галина Журавлева
Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребёнка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Публикация «Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребёнка к детскому саду» размещена в разделах

Вопрос о том отдавать ребёнка в детский сад или нет, многие современные семьи решают положительно. К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребёнок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки. Однако не только дети проходят порой очень сложный период адаптации к новым условиям, но и родители испытывают ряд затруднений.

Наблюдения показали, что родители осознают важность данного этапа в жизни ребёнка, но не всегда чётко представляют, как помочь маленькому человеку с наименьшим ущербом для психического и соматического здоровья, войти в новый для него мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми - в группу, где он будет жить достаточно долго. Эмоциональные реакции родителей на поведение детей в этот период часто усугубляют ситуацию. Из-за того, что они сами не знают, как лучше поступить, мама с папой не могут помочь своему малышу.

С целью содействия всестороннему развитию детей, их ранней социализации, а так же значительного снижения эмоциональной напряженности детей во время адаптационного периода, в МБДОУ была выстроена система работы по созданию социально-педагогических и психологических предпосылок для успешной адаптации детей к детскому саду.

Основные задачи: укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия и учёт индивидуальных возможностей детей раннего возраста; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; психологическая поддержка родителей адаптирующихся детей.

Одним из приоритетных направлений является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ. С этой целью в детском саду проводятся следующие формы работы: родительские встречи; цикл занятий по подготовке детей к детскому саду; анкетирование; информационное сопровождение; индивидуальные консультации; беседы; наглядные формы просвещения; клуб молодых родителей «СемьЯ».

Работа строится поэтапно.

1 этап – подготовительный.

На этом этапе проводится родительская встреча с участием заведующего, заместителя заведующего, педагога-психолога, медицинской сестры, воспитателей. На встрече родители знакомятся с условиями детского сада, организацией жизни малышей в детском саду и его образовательной программой. Педагог-психолог знакомит с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение.

Родителям рекомендуется в период до поступления в детский сад чаще бывать с малышом в «обществе», чтобы он привыкал видеть вокруг себя незнакомые лица, попадал в другую среду. Но основное внимание родители должны уделить здоровью ребёнка. Из всех факторов, влияющих на характер адаптации новичка к условиям дошкольного учреждения, - этот самый важный. Ослабленные дети привыкают к режиму детского сада значительно хуже.

Родителям вместе с детьми предлагается цикл занятий "Светлячок" по подготовке к детскому саду.

Цель занятий – развитие мыслительных операций, социальных навыков, знакомство детей друг с другом и с педагогами.

Дети осваивают пространство группы и простые правила взаимодействия, устанавливают эмоционально-положительный контакт с «новым» взрослым (педагогом, развивают игровые умения и навыки и пр. Создаются условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам и пр. Мамы принимают активное участие в занятиях. Малыши чувствуют их поддержку, меньше тревожатся в присутствии незнакомых взрослых. Кроме того, мамы имеют возможность повторять все игры дома, закреплять то, чему научились дети в дошкольном учреждении.

В условиях функционирования группы мамам предоставляется возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. В группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. Родители осваивают наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, обмениваются собственным педагогическим опытом.

Доброжелательная и поддерживающая атмосфера в группе позволяет родителям лучше понимать своего ребенка, чувствовать себя увереннее, повышать родительскую компетентность.

Режим работы группы предполагает работу на кругу (в начале и конце рабочего времени группы, когда родители, дети, педагоги и специалисты собираются в круг и обмениваются актуальным эмоциональным состоянием, в свободной форме рассказывают об особенностях своего ребёнка и ожиданиях от дошкольного учреждения. В кругу создаются условия для общего внимания к трудностям, возникающим в адаптации к дошкольному учреждению, в общении между детьми, родителями и др.

Специалисты проводят занятия с родителями по основным вопросам семейной педагогики и психологии : игры с ребёнком, развитие и здоровье детей, вопросы взаимоотношений детей и родителей, особенности воспитания детей разного пола и т. д. Родители могут получать консультативную помощь специалистов, работающих с детьми раннего возраста: педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования по ФИЗО, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры.

Воспитатели проводят совместные развивающие занятия с детьми и родителями: музыкальные, физкультурные, занятия по изобразительной деятельности и развитию речи.

2 этап - адаптация.

На этом этапе проводится индивидуальное собеседование, анкетирование с родителями малыша.

Целью является не только сбор сведений о нём и его индивидуальных особенностях, но и выявление основ семейного воспитания, круга близких людей, отношения родителей к ДОУ. Данные сведения помогают более продуктивно работать с ребёнком и его семьёй, составить индивидуальный режим адаптации.

Период адаптации - тяжёлое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям, особенно мамам. Согласно теории привязанности Дж. Боулби, Е. Смирнова и др. - отношения между ребёнком и матерью в раннем детстве – это особый вид эмоционально-тёплых отношений, являющийся врождённой потребностью. Внутри данной эмоциональной связи ребёнок ощущает особый комфорт и безопасность. Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми, пребывание в незнакомом месте) ребёнок раннего возраста постигал через маму или другого близкого человека, что поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта. Учитывая основные положения данной теории, предлагаем маме побыть в группе с малышом в первые дни его пребывания в детском саду, организуем деятельность воспитателя и психолога с мамами и детьми.

Важная роль в успешной адаптации ребёнка принадлежит маме. Её чувство доверия к детскому саду, к воспитателю, её готовность оставить малыша, значительно облегчают адаптацию. Необходимо, чтобы мама понимала последовательность этапов адаптации и помогала своему ребёнку обрести независимость от себя. Поэтому, неотъемлемой частью работы является информирование мам о том, как протекает адаптация и беседы с ними об их чувствах, переживаниях.

Предлагаем маме побыть в группе с малышом в первые дни его пребывания в детском саду, организуем деятельность воспитателя и педагога-психолога с мамами и детьми.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама была всё время рядом. Поэтому в группах есть «семейные» альбомы с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

В период адаптации родителям предлагаются наглядные формы просвещения – выставки, ширмы, где можно найти советы, информацию о том, как облегчить родителям и детям период привыкания к детскому саду, как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период.

Первое время ребёнку трудно расстаться с мамой, как лучше обставить этот момент предлагается в ширме «Техника расставания» :

- С ребёнком надо обязательно попрощаться, но прощание должно быть, как можно более кратким и приятным.

- Найдите «прощальное» окошко. Если есть место, откуда ребёнок может выглянуть на улицу, пусть он смотрит, как вы машете ему рукой или шлёте воздушный поцелуй.

- Разработайте ритуал прощания. Воздушный поцелуй, особые словечки, объятия - то, что действительно понравиться малышу, принесут позитивные моменты в ваше прощание.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства.

Таким образом, оказываемая помощь детям 2-3 лет в не травмирующем отделении от мамы, в дальнейшем будет способствовать лучшей социальной адаптации ребёнка и его семьи в детском саду.

Соответственно, для успешной социализации ребёнка раннего возраста необходимо создать условия для устранения тревоги, формирования доверия и уважения к сотрудникам учреждения, принятия новых ценностей и групповых норм, а также организации среды для самовыражения и раскрытия личности воспитанника.

В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье и может стать фундаментом успешного развития личности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника» Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях.

Журнал для родителей «Здоровая семья — здоровые дети» Уважаемые родители!Выпуск журнала посвящается полноценному физическому развитию и оздоровлению детей в семье и детском саду. Правильно воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребёнка к детскому саду
Опубликовано: 12 марта 2015 в 11:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребёнка к детскому саду» (включая файлы) размещена пользователем Галина Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД