Юлия Вдовина
Психологическое развитие в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие психического развития
Дошкольная психология изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых семи лет.
Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе (например, что такое мышление, память, характер и т. д., сколько законы из возникновения и становления (например, особенности развития мышления, памяти в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, либо особенности формирования характера у детей и т. д.).
Публикация «Психологическое развитие в ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Психическое развитие – это процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.
Таким образом, это не просто уменьшение или увеличение показателей. Оно предполагает:
- появление новых качеств и функций психики (например, ребенок не умел читать и научился – это количественные изменения) – это количественные изменения;
- и в тоже время изменение уже существующих форм психики (например, ребенок читал по слогам, а стал читать бегло – это качественные изменения) – это качественные изменения.
Психическое развитие идет непрерывно, но иногда, когда в нем появляются качественно новые приобретения, оно делает резкий скачок (в психологии такой скачок называют «кризисом развития», например, кризис одного года, кризис трех лет, подростковый кризис и т. д.).
Таким образом, развитие психики – это не простое повторение пройденного, а очень сложный, части зигзагоообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
Содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики (то есть старыми) и новыми нарождающимися (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Главное противоречие развития ребенка – это противоречие между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти». Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности.
2. Закономерности психического развития ребенка
Развитие психики имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса. Рассмотрим данные закономерности.
1. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.
Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. В сензитивные периоды определенные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи. Если сензитивный (благоприятный) период упущен, то психическая функция будет развита недостаточно и не достигнет наивысшего развития.
2. Психическое развитие протекает стадиально (то есть по стадиям – эти стадии мы изучим в теме «Возрастная периодизация», имея сложную организацию во времени.
Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А. В. Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.
Каждая стадия психического развития обладает тремя характеристиками:
- социальная ситуация развития (ССР);
- возрастные новообразования.
- ведущая деятельность;
Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.
В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.
Каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А. Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
3. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.
Дифференциация – отделение психических явлений друг от друга, превращение их в самостоятельные формы или деятельности (например, постепенно память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью).
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. (Например, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию).
Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.
4. На протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют.
На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.
5. Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций.