Мария Белошапкина
Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений»
Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, мы задались вопросом: «Как в условиях современного дошкольного образования обеспечить наиболее эффективное сопровождение таких детей?» Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения ВПФ.
Публикация «Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Для решения этой проблемы в практике вопрос о внедрении нейропсихологических приемов и методов становится актуальным.
Почему именно нейропсихология? И что это такое?
Нейропсихология – это относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии, основателем является выдающийся отечественный психолог Александр Романович Лурия (середина 20 века). Нейропсихология нацелена на понимание связи головного мозга с психическими процессами и поведением.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов. Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете, а также в целом восприятии учебной информации)
Нейро упражнения — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции, направленной на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
В своей деятельности мы используем комплексы нейро игр и упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:
1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга. Коррекционная работа эффективна при высокой двигательной активности. Поэтому целесообразно использовать: дыхательную гимнастику; самомассаж, су-джок-терапию; глазодвигательные упражнения; пальчиковые игры.
2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера; упражнения, на развитие межполушарного взаимодействия)
3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук)
Общие рекомендации по использованию нейропсихологических игр и упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог сначала сам осваивает все упражнения, а затем уже обучает детей.
2. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп (От простого к сложному)
3. Результативность зависит от системности их проведения.
4. Игры проводятся в спокойной, доброжелательной обстановке.
5. Упражнения следует выполнять перед обучающими мероприятиями, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Все, вместе взятое, приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития.
Нейро игры и упражнения — это универсальная система упражнений, она применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития ВПФ у детей в группах общеразвивающей направленности.
Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней (дополняет коррекционную программу).
Подводя итог, следует отметить, что систематическое использование нейропсихологических игр и упражнений в профессиональной деятельности педагога-психолога и логопеда оказывает благоприятное влияние на состояние психического и эмоционального здоровья детей, повышая их положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям, активизируя познавательную и мыслительную деятельность. Что в свою очередь, способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений.