Ирина Павлова
Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ?
Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога
Кроме того, что я педагог-психолог, я долгое время занималась боевым искусством капоэйрой и помогала мужу вести детские и взрослые тренировки, а еще уже несколько лет я являюсь сертифицированным инструктором йоги. Влияние спортивной нагрузки на физическое и психологическое здоровье человека трудно переоценить. Она необходима всем: от мала до велика, об этом моя статья, составленная на основе групповой консультации с родителями в моей школе.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Удивительно, как в наш век, когда быстро сменяется информация, машины и приборы делают за людей большую часть работу, человечество буквально застыло – перед экранами телевизоров и компьютеров, на сиденьях машин.
Медики говорят о том, что гиподинамия – недостаточная физическая активность является одним из факторов риска. Она вызывает преждевременное старение, развитие различных заболеваний, проявляется в виде упадка сил, приводит к истощению интеллектуальных возможностей (ослаблению памяти, внимания). В итоге мышцы атрофируются, мышечная масса уменьшается, жировая прослойка увеличивается. В личностном плане также происходят изменения – вялость, агрессивность, сонливость, лень и многое другое.
Все эти изменения, по большей части относятся ко взрослым. А что же с детьми? Дети – это отражение воспитания родителей. Откуда взяться активности, если родители ведут малоподвижный образ жизни! Современные дети, в большинстве своём, плохо скоординированы, вялые, невнимательные. Уже старшие подростки прогулке предпочтут сидение за компьютером. Естественно, что проблемы со здоровьем имеют тенденцию к росту от поколения к поколению. Разумеется, мы не можем повлиять на все факторы, отвечающие за наше здоровье, но за некоторые аспекты мы, люди, родители, да и сами дети, можем взять на себя ответственность.
Цель данной статьи предложить ряд рекомендаций, лёгких и достаточно естественных, но почему-то часто позабытых. Ответить тем самым на вопрос, как увеличить или сформировать мотивацию ребёнка, как развивать у ребёнка адекватные представления о себе и своих возможностях, как работать с самооценкой, развивать коммуникативные навыки, да и просто, как развить память и внимание ребёнка, помочь ему найти способ быстро восстанавливать свои силы и заряжаться ежедневно энергией для творческой и интеллектуальной активности.
Начнём с того, что активность человека бывает двух видов: физическая и психологическая.
При психологической активности организма (например, когда ребёнок учит новый материал, разговаривает с другом по телефону и т. д.) работают только определённые системы организма. При физической активности подключаются все системы организма (на клеточном уровне). Польза от такой работы неоценимая.
Итак, что же приносит нам активный образ жизни?
Насыщение мозга кислородом.
Вследствие этого повышается способность человека сосредотачивать внимание, запоминать, снимается нервное напряжение. Недаром мы. Педагоги, просим ученика, который регулярно отвлекается на середине урока, — протереть с доски, сходить за журналом. Даже сами дети отпрашиваются в туалет часто для того, чтобы просто прогуляться. Организм сам подскажет человеку, какой вид активности на данный момент актуальнее.
Гормональные изменения.
Во время физической активности (например, уже после 10 минут бега) выделяется гормон бета-эндорфин. Он оказывает положительное влияние на наше эмоциональное состояние. Вот почему людям, которые находятся в депрессии, настоятельно рекомендуют заниматься каким-либо спортом. Это не простое переключение внимания, это активные изменения, которые происходят внутри, увеличивая сопротивляемость организма стрессам.
Минимизация стресса для человека
, ведущего активный образ жизни, очень важна. Для ребёнка это – неоценимая помощь на экзамене, контрольных работах, где необходимо как-то совладать с собственным телом, чтобы оно было помощником, а не препятствием.
Есть замечательное выражение французского просветителя Жан Жака Руссо, которое отражает необходимость регулярной физической нагрузки для тела человека: «Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем сильнее, тем больше оно повинуется».
Работа с самооценкой.
Самооценка – это масштабное личностное образование, которое, так или иначе, регулирует становление мотивационной, волевой, эмоциональной, коммуникативной и нравственной сферы человека. Поэтому для воспитания ребёнка важна адекватность её формирования. Как правило, в спорте такая задача не ставится, самооценка формируется стихийно. Поэтому на эту тему не так много исследований. Однако они есть. Как правило, дети сопоставляют себя с другими участниками в ходе выполнения определённого вида деятельности.
Взаимосопоставление детей в привлекательной для них обстановке (в спортивной жизни) вызывает стремление подойти к себе более объективно и оценить свои результаты.
Кроме того, общеизвестно, что самооценка подростков зависит от того, как они воспринимают свою внешность. Девушки мечтают быть стройными и привлекательными, юноши – сильными и мускулистыми. Но спорт показывает, что тело – это продукт собственного труда человека. Хорошо потрудился – получил желаемый результат.
В процессе физической нагрузки
работают сразу два полушария головного мозга
: развивается координация, ребёнок учится чувствовать себя и своё тело. Среди тренеров можно часто услышать такую фразу: «играй сначала головой, а потом телом». Это значит, что сначала необходимо увидеть ситуацию, провести анализ и принять решение. Чтобы эти действия были как можно ближе друг к другу во временном пространстве, вырабатывается скорость реакции и быстрота принятия решения, которая полезна как в спорте, так и в жизни в целом.
Коммуникативные навыки
. В командном спорте отлично развиваются коммуникативные навыки. Как и в учебной деятельности приоритетным часто является необходимость увидеть партнёра, взаимодействовать с ним для достижения общего результата.
Развитие нравственно-волевой и мотивационной сфер
: регулярные занятия требуют определённых волевых усилий, даже если тренировки очень нравятся. Поэтому тут всё держится на силе воли – постоянном поиске причин прийти на тренировку. Внутри ребёнка (конечно, не без помощи окружения) рождается и выстраивается иерархия мотивов. Аналогично этому мы каждый день принимаем решения в нашей личной жизни.
«Целеустремлённый человек – сторонник дальней мотивации». Этот человек умеет выбирать главный мотив, долгое время идти к своей цели, не обращая внимание на стихийно появляющиеся мотивы (посмотреть фильм, полениться и т. п.).
Воспитание.
Родители часто сетуют в беседе с психологами и педагогами: «Сейчас такое окружение… нам трудно влиять на круг общения ребёнка»… Таким образом, они говорят – от нас мало что зависит. На самом деле это не так! От родителей напрямую зависит окружение ребёнка, потребности, мотивация, ценности ребёнка. Выбирая спортивную секцию, можно выбирать группу людей, с кем он будет тренироваться, тренера, который несет определённую идеологию и принципы. Это будет заметно по общему настрою команды: является ли приоритетным для них здоровый образ жизни, какое общение преобладает в детском коллективе, есть ли в этой секции мероприятия, помимо тренировок, организованные выезды (спортивные лагеря, участие в праздниках и т. п.).
Вольтер Ф. сказал «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.»