Ирина
Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела
▼ Скачать
(выступления на ГМО музыкальных руководителей)
Музыкальное развитие ребёнка – дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирование основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным формам.
Музыкальное развитие должно осуществляться естественно и непринуждённо.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.
Публикация «Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка.
Цель и задачи моих занятий – это развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств: введение дошкольника в мир музыки, формирование художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному, проявление живого интереса к характеру музыки, содержанию музыкального образа. Также, в процессе восприятия музыки, я формирую целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно – образного анализа. Добиваюсь взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия, опираясь как на чувственную деятельность, так и на мышление, роль которого в старшем дошкольном возрасте значительное.
В музыкальном восприятии детей очень большое значение имеют музыкально – ритмические движения. Основой ритмических движений - является музыка. А разнообразные упражнения, танцы, сюжетно – образные движения использую, как средства более глубокого её восприятия и понимания.
Работу свою строю на системе ритмических упражнений и музыкально – ритмических композициях. Дети постепенно накапливают музыкально – двигательный опыт. Опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях, образов реального мира и музыкально – художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры – драматизации, психологические этюды.
Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретённых в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявлять себя в танцах.
Музыкально – ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
Как сказал Л. Генералов: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка»
Среди музыкально – ритмических движений на моих занятиях занимают основное место:
- упражнения на основе основных движений;
- упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
- упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
-упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
-упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
-упражнения, активизирующие внимание.
Важным аспектом в построении занятия является психологическая атмосфера и комфорта для детей. Использование современных методик позволяет в интересной и доступной форме изучать сложные движения.
Главное в работе – это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь, обрести чувство уверенности в своих силах.
Чтобы добиться хороших результатов, сочетается занимательный материал с менее интересным, но необходимым материалом. Для успешной реализации всех поставленных
задач занятия необходимо обеспечить психологический комфорт, чувство защищённости каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что – ни будь, не так, проявить своё умение. Не надо делать детям замечания вслух, а наоборот, необходимо подбадривать их. Важно, так же, подбирать такой материал, который бы соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Необходимо стремиться сделать привлекательным процесс занятий, путём подбора яркой музыки, оригинальных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
В ходе занятия, как разновидность музыкально – ритмических движений, использую «Минутку фантазии» (импровизационные движения, танцы – миниатюры)
Каждый ребёнок имеет возможность раскрыть себя, показать свои движения, которые он сам придумал. Такие «минутки» доставляют удовольствие детям, развивают фантазию, подготавливая их к серьёзным импровизациям.
Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем.
В работе с детьми дошкольного возраста важно:
«Не стремиться к высоким исполнительским достижениям, а использовать навыки, знания, умения, полученные в процессе занятия для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребёнка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу»