Нина Васильевна Шефер
Психологический тренинг для родителей «Особенный ребенок в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для родителей детей-инвалидов "Особенный ребенок в семье"
Цели:
повысить психологическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания.
Задачи:
-создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества;
-расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
Публикация «Психологический тренинг для родителей „Особенный ребенок в семье“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-активизация коммуникаций в семье;
-повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
-формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
1. Упражнение «Знакомство с семьей».
Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?
2. Основная часть
Беседа «Мама, папа, я — дружная семья»
Психолог проводит с участниками группы беседу о проблемах, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с общих трудностей. Он выявляет наиболее актуальные и острые проблемы, интересующие конкретно данных родителей. Среди подобного рода проблем могут быть названы:
— характер взаимоотношений в семье;
— отношение родителей к больному ребенку;
— отвержение больного ребенка отцом (матерью);
— развод как фактор, усугубляющий психологическое состояние ребенка и внутри семейную атмосферу.
Участники группы знакомятся с целями и задачами данного этапа:
— гармонизация внутри семейных отношений;
— оптимизация супружеских отношений;
— установление взаимопонимания и адекватных взаимоотношений в семейном треугольнике: мать — отец — ребенок;
— формирование в родительском сознании установки на преодоление отторжения больного ребенка отцом или матерью.
В конце обсуждения, подводя итог, психолог обозначает в качестве главного направления работы группы следующую проблему: «Гармонизация внутри семейных отношений — мама, папа, я — дружная семья».
3. Игра «Чудесный мешочек»
Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.
Психолог. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.
4. Игра «Диалог»
«Диалог между сторонами моего Я: ласковая и строгая мать и жена» позволяет развить в участниках чувство самоутверждения, сделать адекватной самооценку и преодолеть психологические проблемы. Особое значение «Диалог» имеет при коррекции у родителей таких личностных черт, как неуверенность в себе, агрессивность, авторитарность.
Для выполнения упражнения в центр круга ставятся два стула. Каждый из стульев символизирует определенные и одновременно противоположные друг другу личностные характеристики ( например: ласковая и строгая мать и жена). В зависимости от этого участники исполняют ту или иную роль. Вначале психолог предлагает воспроизвести и проиграть образ, объединяющий типичные черты, характерные для конкретного участника. Затем этот же участник выполняет роль индивида с противоположными характеристиками. Это упражнение может выполняться как каждым отдельным родителем перед всей группой, так и в парах.
5. Свободная беседа родителей
Родители беседуют на волнующие их темы.
Психолог выступает в роли слушателя. Родителям необходимо дать возможность выговориться, поделиться своими бедами и радостями, выслушать совет других родителей.
6. Рефлексия