Ольга Игоревна Тамахина
Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для воспитателей
"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ"
с использованием кейс-метода и приема социодрамма
Цель - актуализация профессионального потенциала воспитателей для создания эмоционального благополучия в группах детей, с учетом возрастных особенностей.
Публикация «Психологический тренинг для воспитателей „Возрастные особенности детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Средняя группа
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Ход выступления
Вступление:
Уважаемые коллеги! предлагаю Вам принять участие в одном несложном эксперименте Упражнение «Грецкий орех». У меня есть корзиночка с грецкими орехами. Выберете пожалуйста себе по одному. (Раздаю 6 участникам) Пожалуйста, внимательно рассмотрите каждый свой орех, изучите его структуру, особенности, форму и постарайтесь их запомнить. Теперь положите их обратно. (Перемешиваю). А теперь задача каждого – найти свой. (даю корзинку для поиска)
Итак, на первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что у них есть свои особенности, которые Вы учитывали при работе с поставленной задачей. Так и у каждого возрастного этапа наших воспитанников есть свои особенности. Наша задача рассмотреть сегодня психологические особенности детей 4 – 5 лет. (Орешки можно подарить участникам тренинга на память)
Основная часть:
Поскольку на нашем семинаре присутствуют педагоги-практики, опытные воспитатели, все Вы давно знакомы с психологическими особенностями детей 4 -5 лет. Поэтому проводить соответствующую лекцию на данную тематику не является актуальным. Я предлагаю использовать кейс-метод, для того чтобы раскрыть тематику возрастных особенностей детей 4-5 лет.
Для участия мне потребуются 2 группы воспитателей, которым я раздам кейс - ситуации. (приложение 1)
Ваша задача разобрать ситуацию предложенную и ответить на поставленные вопросы (3-5 мин). Остальные участники могут ознакомиться со шпаргалкой. (приложение 2)
Разбираем предложенные ситуации. (Презентация) Обсуждаем, по необходимости дополняю решение каждой кейс-стадии.
Подведение итогов:
Исходя из разобранных нами ситуаций очевидно, что личность и опыт воспитателя в работе с детьми 4 – 5 лет играет решающую роль, поскольку именно от него зависит успешность образовательного процесса и эмоциональное благополучие в группах. Для актуализации вашего профессионального потенциала предлагаю поучаствовать следующем упражнении "Социодрамма". Выберете пожалуйста ту фигуру, которая Вам больше нравится. (создаю 3 группы в соответствии с выбранной фигурой) Каждая из выбранных Вами фигур имеет свою интерпретацию (Приложение 3)
Нам с вами необходимо обобщить материал по теме «Возрастные особенности детей 4-5 лет» с опорой на свой личностный (фигурный потенциал).
Участники по группам обобщают материал по теме "Возрастные особенности детей 4-5 лет" в соответствии с предложенным планом:
1. Наш педагогический девиз в работе с детьми 4-5 лет (например, личность психологического типа "круг" способна стабилизировать группу детей и являться символом гармонии)
2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми 4 – 5 лет.
3. Что мы можем порекомендовать коллегам воспитателям в работе с детьми 4-5 лет, исходя из собственного опыта и знаний.
приложение 1
1 КЕЙС
Егору 5 лет. В группе он предпочитает подвижные игры с машинами, мячами, бегает, нарушает дисциплину. Воспитатель делает ему частые замечания, но все безрезультатно. Постоянных друзей в группе не имеет, проявляет агрессивность.
Вопросы:
1. Какие возрастные особенности проявились у ребенка в данной ситуации?
2. Какие меры по нормализации ситуации может принять воспитатель?
2 КЕЙС
В группе детей среднего возраста 5-летний Кирилл в течение дня не играет с детьми, чаще всего сидит на отдельном диване и наблюдает за игрой сверстников.
Вопросы:
1. Какие возрастные особенности проявились у ребенка в данной ситуации?
2. Какие меры по нормализации ситуации может принять воспитатель?
приложение 2
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
(шпаргалка для воспитателей)
Физическое развитие детей 4 – 5 лет
Возросли физические возможности
Движения более уверенные и разнообразные
Потребность в двигательной активности
Рекомендации:
обеспечить пространство в группах для двигательной активности детей в соответствии с ФГОС
учитывать слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключать внимание на более спокойные занятия
Социально-эмоциональное развитие детей 4 – 5 лет
потребность общения со сверстниками
Ролевое взаимодействие в игровой деятельности
Потребность в уважении со стороны взрослого и общении с ним
Познавательный мотив в общении со взрослым
Формируется самооценка
Интерес к правилам поведения
Рекомендации:
Избегать частых замечаний в адрес одного ребенка
Своевременная похвала за положительные поступки
Обратить внимание на детей не реализующих потребность в общении со сверстниками, принять соответствующие меры по налаживанию контактов ребенка со сверстниками
Реализовывать потребность ребенка в общении с воспитателем
Создавать ситуации успеха
Оценивать поступки, а не личность
предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение
Личный пример воспитателя
Использовать метод оценки за предполагаемые будущие правильные действия ребенка
Развитие психических процессов детей 4-5 лет
Мышление.
Рекомендации по развитию:
• Использовать наглядные материалы
• решать лабиринтные задачи
• Собирать картинки из 6 частей с опорой на образец
• Обобщать понятия (фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт)
Восприятие.
Рекомендации по развитию: давать представление:
• об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);
• о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);
• о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);
• о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.);
• об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Внимание
Рекомендации по развитию:
• задания по сравниванию предметов между собой
• поиск отличий, сходства
Воображение
Рекомендации по развитию:
• Составлять рассказ по картинкам
Память.
Рекомендации по развитию:
• Осмысление материала необходимого для запоминания
• Создание мотивации («стишок для мамы»)
• Привлечение внимания игровыми способами
Педагогические позиции воспитателя в работе с детьми 4 – 5 лет:
• партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»,
• позиция передачи опыта («Люди обычно это делают так»,
• позиция обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать». «Кто может мне помочь в этом?»).
приложение 3
Квадрат
Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство. Главная особенность – стремление к намеченной цели. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру.
Круг
Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания.
Зигзаг
Это символ творчества. Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение.