Наталья Михайлова
Психологический тренинг для педагогов «Мы — дружная команда»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для педагогов «Мы- дружная команда»
Цель: построение эффективного командного взаимодействия, раскрытие творческих способностей.
Задачи:
1. Снятие накопленного напряжения.
2. Активизация внутренних резервов.
3. Сплочение группы через совместную деятельность.
План:
1. Игра – разминка «Австралийский дождь».
2. Разминка «Шеренга»
3. Игра «Девиз!»
4. Упражнение «Продолжи фразу»
Публикация «Психологический тренинг для педагогов „Мы — дружная команда“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
5. Упражнение "Все мы чем-то похожи"
6. Интеллектуальная викторина «Угадай-ка»
7. Деловая игра: «КТО БЫСТРЕЕ»
8. Упражнение "Сердце коллектива"
9. Задание - упражнение «Расшифровка».
10. Творческое задание «Проектирование на будущий год» (изготовление коллажей)
11. Рефлексия «Что я чувствовала….»
Тренинг состоит из трё х частей:
1. Вводная часть;
2. Основная часть;
3. Заключительная часть.
Ожидаемые результаты:
• Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
• Увеличится работоспособность группы.
• У педагогов сформируется умение работать в команде.
• Улучшится психологический климат в коллективе.
• Повысится сплоченность педагогического коллектива.
• Снижение «эмоционального выгорания» у педагогов.
Ход:
Вводная часть
Педагог-психолог : Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
• Доверительный стиль общения;
• Активное участие в происходящем;
• Уважение к тому, кто высказывает своё мнение.
•
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на воспитателя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье. От здоровья педагога во многом зависит и здоровье воспитанников. Действие многочисленных эмоциональных факторов приводит к накоплению усталости, что ведёт к выгоранию самого педагога.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Профилактика этой проблемы педагога может происходить в участии в психологических тренингах. Именно поэтому вашему вниманию представлена разработка занятия с элементами тренинга для педагогов.
1. Игра – разминка «Австралийский дождь» (3 мин.)
Педагог-психолог : Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Вышло солнце! (Руки вверх).
Основная часть.
2. Упражнение «Шеренга» (3 мин.)
Цель: сплочение группы.
Ход упражнения: участники строятся в 2 шеренги: по алфавиту, по первой букве фамилии.
3. Упражнение «Девиз!» (2 мин.)
Цель: нацелить педагогов на успех и позитив.
Инструкция: придумать девиз так, чтоб в предложении было слово: «мы», «удача» (1команда). «Мы», «Счастье» (2 команда).
4. Упражнение «Продолжи фразу» (2 мин.)
Цель - активизировать мышление педагогов на тему тренинга.
Инструкция: выскажите свои размышления по поводу выражения «дружная команда» и продолжите фразу «для меня дружная команда – это…»
Вывод: дружная команда- это когда в коллективе присутствует взаимопомощь и выручка, когда есть единство: «один за всех и все за одного».
5. Упражнение "Все мы чем-то похожи" (5 мин.)
Мы работаем в одном коллективе, но все мы разные, но есть то, что нас объединяет.
Педагог-психолог даёт инструкцию : «Пусть каждая команда составит список того, что объединяет ее членов». В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра. ", "Любимый цвет каждого из нас - синий" и т. д. У вас пять минут. Выиграет та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Вывод: вот мы и узнали лучше друг о друге.
Теперь предлагаю задание на смекалку.
6. Интеллектуальная викторина «Угадай-ка» (10 мин.)
Цель: развитие дивергентого мышления и общего кругозора.
Темы для обсуждения:
а) Литература.
б) Искусство.
в) Спорт.
г) География.
д) История.
Каждая команда по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 10 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе.
Литература.
Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)
Стихотворение, которое может тягаться с романом? (Поэма)
Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)
Сброшюрованные листы печатного материала? (Книга)
«Подворотный» язык или специфический говор? (Сленг)
Искусство.
Танец на пальцах? (Балет).
Простыня, за просмотр которой платят деньги? (Экран)
Небольшое музыкально-поэтическое произведение? (Песня)
Крупный христианский храм? (Собор).
Деревянная актерская голгофа? (Сцена).
Театральное представление, находящееся в промежутке комедией и трагедией? (Драма)
Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)
Спорт.
Беготня на природе? (Кросс).
Спортивный каюк, кранты, амба, конец? (Финиш).
Начало, исходный пункт любого соревнования на скорости? (Старт).
Спортивный переходящий приз? (Кубок).
Остороконечный легкоатлетический снаряд для метания? (Копье).
Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток).
География.
Самая большая лужа? (Океан).
Черное золото? (Уголь, нефть).
Всеобщий зверинец? (Фауна).
Хорошо известная нам самая длинная река в Европе? (Волга).
«Дикое место» за границей или на горизонте? (Запад).
Самая многолюдная местность «поднебесной»? (Китай).
История.
Праздничные цветы на небесах? (Салют).
Уменьшенный прототип гильотины? (Топор).
Русский Иванушка, ставший царем? (Иоанн).
Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви? (Секта).
Склад государственных бумаг? (Архив).
Самая веселая из муз, обожаемая женщинами? (Талия).
Вывод: обширный кругозор и оригинальное мышление у наших педагогов.
7. Деловая игра: «Кто быстрее» (5 мин.)
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Инструкция: «Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову».
Возможные фигуры:
треугольник;
круг;
Карточки с нарисованными фигурами для каждой команды.
Обсуждение:
Трудно было выполнять задание?
Что помогло при его выполнении?
Вывод: хорошо, что все смогли договориться и выполнить задание.
8. Упражнение "Сердце коллектива" (10мин.)
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Педагог-психолог : Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте, какую черту характера можно похвалить в человеке, чье имя вы вытянули. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Вывод: мы сказали друг другу приятные слова, и каждый поместил частичку своего сердца в одно большое сердце нашего коллектива.
10. Деловая игра «Расшифровка». (5 мин.)
Цель: сплочение педагогов и раскрытие внутренних познавательных ресурсов на и распределение внимания.
Педагоги работают в 2 командах. Предлагается расшифровать послание. Даются бланки с цифрами для расшифровки (см. приложение).
1команда :
Желаем вам успехов в любое время года, пусть радость и удача сопутствует во всём.
2 команда :
Желаем вам мира, радости и доброты, пусть исполнятся ваши мечты.
Вывод: все вместе вы смогли достичь одной цели и расшифровали фразу.
11. Упражнение «Пожелания» (коллаж) (5мин).
Цель - творческое развитие, самовыражение педагогов, раскрытие внутренних возможностей.
Коллаж дает свободу самовыражения, ориентируется на яркие положительные эмоции, обусловленные творчеством. При создании педагог испытывает положительные эмоции.
Инструкция: «Выполните коллаж, в котором отражается ваше пожелание сидящему впереди человеку. Скажите пожелание в одной или нескольких картинках».
После завершения создания коллажа участники обмениваются друг с другом пожеланиями.
Педагог-психолог : «Я дарю коллаж всему коллективу с пожеланиями процветания, успеха, любви к детям, взаимопомощи, достатка и добра!»
Заключительная часть.
12. Рефлексия «Что я чувствовала….» (5 мин.)
Цель: рефлексия, обмен впечатлениями.
Задание: дополнить неоконченные предложения:
А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
-Что для вас сегодня было важным?
-Какие чувства вы испытывали;
- Я узнала, что;
- Я была удивлена тем, что;
- Мне понравилось.
- Самым важным для меня было….
Давайте станем в круг, возьмемся за руки и произнесё м:
«Нашей встрече все мы рады,
собрались не для награды,
нам встречаться чаще нужно,
чтобы все мы жили дружно»!
Педагог-психолог : «Счастья, радости, добра… я желаю вам друзья! До новых встреч».