Татьяна Лебедева
Опыт работы по знакомству с правилами дорожного движения детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Простые правила дорожного движения для малышей
Аннотация. В статье описывается опыт работы по знакомству с правилами дорожного движения детей раннего и младшего дошкольного возраста, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Приведены примеры профилактической работы с родителями воспитанников. Описаны возможные варианты сотрудничества с социальными партнерами.
Публикация «Опыт работы по знакомству с правилами дорожного движения детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: ранний возраст, правила дорожного движения, автомобиль, дорога, светофор.
В современном мире, ребенок с раннего детства погружается в среду, наполненную различными технологиями, инновациями, городскую суету или сельскую глубинку. Несмотря на то, где он живет, растет и развивается, каждое дошкольное учреждение первоочередно стремится дать своим воспитанникам всестороннее образование. Знание и соблюдение норм поведения в дорожно-транспортной обстановке является залогом безопасности на дороге. Поскольку привычки, приобретённые в детстве, остаются на всю жизнь, то ребёнка нужно обучать основам дорожной азбуки с самого раннего возраста, чтобы со временем правила стали осознанной необходимостью.
Дорожная грамотность ребенка проживающего в селе и в городе непременно отличается. Наш детский сад «Красная шапочка» №2 сельского поселения Половинка работает с детьми в возрасте от полутора до четырех лет. В этом возрасте дети с большим интересом стремятся познавать все новое, но объяснять же малышам основы дорожной азбуки нужно на простом и доступном языке и конкретных примерах, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито [10]. Для того чтобы дети получили свои первые, самые элементарные знания по правилам дорожного движения в саду ведется систематическая работа. Совместно с социальными партнерами и родителями в ходе занятий, игр [3, 4, 7], бесед, встреч с сотрудниками ГИБДД малыши (1,5 – 3 года) закрепляют полученные знания, тем самым мы достигаем поставленных задач:
создать у малышей первичные представления об автомобилях, улице, дороге;
познакомить детей с некоторыми видами транспортных средств: легковая и грузовая машина, мотоцикл, мопед и др. ;
дать понятие о профессии водитель.
В младшей группе дошкольного возраста (3 – 4 года) идёт работа по этим же направлениям, но знания ребят расширяются. Поэтому мы ставим перед собой новые задачи, которые достигаются в процессе совместной работы.
Так:
вводятся новые понятия: светофор, перекресток, тротуар, проезжая часть и др. ;
дети узнают, что существуют ещё и автомобили специального назначения, такие как пожарная и полицейская машины, скорая помощь и др. ;
ребятам даются элементарные представления о правилах безопасного поведения на дороге (как нужно переходить дорогу, на что обязательно обращать внимание, как двигаться вдоль проезжей части и пр.);
дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве;
знакомятся с функциональным значением ремней безопасности в автомобиле и детскими автокреслами.
С 2 до 4 лет дети работают с понятиями «справа», «слева», «впереди», «сзади», это помогает не только ориентироваться в пространстве, но и тесно связано с обучением правилам дорожного движения [5, 6]. Чтобы малыши с ранних лет вырабатывали привычку осматриваться, подходя к проезжей части, мы проводим различные игры на внимание (например, «Слева – справа, спереди – сзади», затем создаем игровые ситуации и в процессе игры учим детей правилам дорожного движения. Малоподвижные игры, такие как: «Светофор» (показываем красный кружок, малыши должны стоять, при показе зелёного – вначале посмотреть налево, затем направо и только потом начать движение); «Внимание! Дорога!» (дети закрепляют названия дорожных знаков и их положение на дороге самым прочным способом запоминания – двигательным. Дети называют маленькие карточки с дорожными знаками, раскладывают их на большие карточки); «Умный светофор» (ребенок должен найти пары картинок с правильными и неправильными поступками, рассказать где нарисовано правильно, а где не правильно) [3,4].
Знакомить самых маленьких дошколят с понятиями «проезжая часть» и «тротуар» и при этом способствовать формированию у них устойчивых знаний лучше всего во время прогулки. На прогулке мы показываем детям проезжую часть улицы, тротуары и рассказываем об их назначении. Так как наш детский сад расположен на центральной улице сельского поселения, нам даже не приходится покидать пределы участка, через забор дети могут рассмотреть составляющие элементы дороги. Наблюдая за прохожими и движением транспортных средств на дороге, малыши узнают, кто такой водитель, пешеход и пассажир. Также пробуют определить, к какому виду транспорта относятся те или иные проезжающие мимо транспортные средства [6,8].
Дети с детства играют с машинками, причём часто не только мальчики, но и девочки. Наша задача — объяснить дошкольникам, что настоящие автомобили гораздо опаснее знакомых им всем игрушек.
Во время групповых занятий используем приём моделирования различных дорожных ситуаций. Ненавязчиво создаем ситуацию и направляем детей к играм с машинками, при этом проговариваем вслух каждое действие и побуждаем к этому детей (например, автомобиль увеличил скорость, повернул направо (налево, дал задний ход).
Когда дети знакомятся с разновидностями транспорта (грузовой и легковой автомобиль, автобус, мотоцикл и др., важно закрепить у них понятие габарита. Малыши должны осознать, что транспортное средство большого размера потенциально может представлять собой опасность, так как из-за него можно не заметить другую машину, двигающуюся с большой скоростью. Поэтому важно с раннего возраста вырабатывать привычку осторожно обходить предметы, которые мешают обзору, внимательно смотреть по сторонам [2].
При проведении занятий с детьми ясельного и младшего возраста крайне важна наглядность. Поэтому в группе у нас оформлена специальная игровая зона. Здесь много игрушечного транспорта разных видов, карточки, настольные игры, машинки для игры за столами, светофоры напольные и настольные и пр. Всё это делает обучение более увлекательным и понятным. Также есть машины – модули, детям они очень нравиться, большой макет светофора и коврик «пешеходный переход» [3,7].
Немаловажным аспектом в работе является знакомство детей с функциональным значением ремней безопасности в автомобиле и детскими автокреслами. Через чтение тематических рассказов, просмотр обучающих мультфильмов, встреч и бесед с инспекторами ГИБДД о значении детского автокресла и ремней безопасности у малышей формируется понимание того, что их здоровье во время поездки в транспортном средстве напрямую зависит от того, находятся они в автокресле или нет. А через сюжетно – ролевые игры, такие как «Шофёр», «Семейная поездка» и др., дети закрепляют полученные знания.
Несмотря на систематическую работу воспитателей в детском саду, родители имеют очень важную роль в обучении детей правилам дорожного движения, т. к. именно они являются образцом поведения для своих детей на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если члены семьи, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения или пренебрегают ими. Родители, нарушая общепринятые правила, неволей вырабатывают в своих детях манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которое впоследствии может привести к непоправимым последствиям. Недаром самый лучший и простой совет о воспитании гласит: «Воспитывайте своим примером», так как именно родители отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать, - это быть хорошим примером для подражания.
Дорога с ребенком в детский сад и обратно - наилучший способ не только дать знания, но и сформировать навыки безопасного поведения на дороге. К сожалению, есть родители, которые твердо уверенны, что ребенка можно начинать учить правильно вести себя на дорогах и улицах с 5, а то и с 6 лет, перед тем как ему идти в школу. Но к этому возрасту у ребенка уже сформирована целая гамма привычек, неосознанно сформированных с самого раннего детства. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная с полутора лет, необходимо начинать формировать у него комплекс «правильных» привычек [1, 10]. Для этого родители должны как можно чаще сопровождать ребенка на улице, соблюдая следующие советы:
выходить из дома с временным запасом для того, чтобы ребенок привыкал идти по улице не спеша;
перед тем как перейти дорогу нужно остановиться и оглядеться. Переходить проезжую часть спокойным шагом, без спешки, следить, чтобы ребенок шел в своем темпе;
прививать привычку переходить дорогу только по пешеходному переходу и в положенных местах;
никогда не выходить на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор. Стоящий на остановке транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спереди, лучше отойти от него и перейти дорогу по пешеходному переходу;
выходя на проезжую часть, не вести с ребенком посторонних разговоров, он должен привыкнуть, что при переходе не нужно отвлекаться, а необходимо сосредоточить все внимание только на дорожной обстановке. При этом взрослый может обратиться к ребенку для контроля дорожной ситуации;
переходить улицу строго под прямым углом: это позволит лучше контролировать движение транспортных средств и быстро покинуть проезжую часть;
там, где есть светофор, переходить проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно убедиться в безопасности перехода; ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый свет не переходят дорогу, даже если нет автомобилей;
при переходе и на остановках общественного транспорта крепко держать ребенка за руку, так как он может неожиданно выбежать на проезжую часть;
первым выходить из любого транспортного средства, для того чтобы избежать непредвиденных ситуаций;
не разрешать ребенку пересекать дорогу впереди взрослого;
привлекать ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге : показывать ему те машины, которых необходимо остерегаться и те, которые готовятся совершить маневр или движутся с большой скоростью;
проговаривать свои движения, находясь с ребенком: «я поворачиваю голову для осмотра улицы; смотрю за движением машин; смотрю, свободна ли дорога» и т. д. ;
показать безопасный путь в детский сад, школу и магазин;
следить затем, чтобы ребенок катался на велосипеде только на детской или спортивной площадке и не вблизи дорог и на проезжей части улицы [6, 8, 10].
Важно, чтобы родители помнили, что в присутствии ребенка нельзя нарушать правила дорожного движения. Как говорится в просторечии – плохой пример заразителен, а ребенок учится безопасному поведению на дороге, в первую очередь, на примере самых близких ему людей. Применяя лишь совместные усилия, мы сможем воспитать грамотного участника дорожного движения.
И в завершении хочется отметить, что все дети имеют разный уровень развития, причём во второй группе раннего возраста и младшей группе дошкольного возраста это проявляется особенно отчётливо. Например, есть малыши, которые не посещают ясли, а приходят в детский сад только в три года. С некоторыми детьми родители активно занимаются дома, а с кем-то нет. В раннем возрасте некоторые малыши часто болеют и пропускают занятия. Конечно, все эти факторы, так или иначе, влияют на детские успехи в освоении знаний правил дорожного движения.
Так же нельзя не сказать и об индивидуальных особенностях психического и ментального развития малыша. В каждом детском коллективе есть детки, которые входят в так называемую «группу риска». Это, чересчур подвижные малыши, которые потенциально могут стать виновниками ДТП, и, наоборот, слишком пассивные, что также является неблагоприятным фактором. С такими воспитанниками мы проводим индивидуальную работу по ПДД с обязательным привлечением к ней родителей. А так же знакомим родителей, как научить детей соблюдать правила дорожного движения.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность, - СПб. : Детство - пресс, 2001, - С. 45.
2. Баряева Л. Б., Азбука дорожного движения, - М. : Дрофа, 2007, - С. 15.
3. Бурдина С. В., Настольно развивающая игра – лото для занятий в группах детских садов «Внимание! Дорога!», - г. Киров: Веста, 2008.
4. Бурдина С. В., Развивающая игра – лото «Умный светофор», - г. Киров: Веста, 2014.
5. Ивлева В. В., Веселый светофор,- г. Минск: ООО Букмастер, 2012, - С. 15.
6. Клименко В. Р., Обучайте дошкольников правилам движения, - М. : Просвещение, 1973, - С. 45.
7. Демонстрационный материал «Транспорт 1», - г. Киров: ОАО «Радуга», 2010, - С. 12.
8. Романова Е. А., Малюшкина А. Б., Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, - М. : ТЦ Сфера, 2006, - С. 64.
9. Сосунова Е. М., Форштат М. Л., Учись быть пешеходом,- СПб. : ИД «МиМ», 1998, - С. 109.
10. Старцева О. В., Школа дорожных наук : Дошкольникам о правилах дорожного движения, - М. : ТЦ Сфера, 2014, - С. 64.