Семёнова Людмила Георгиевна
Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах.
Целью данной проблемы является снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения; развитие психофизиологических качеств ребенка; формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Публикация «Опыт работы „Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Работу по обучению правилам дорожного движения осуществляла по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой.
Разработала перспективное планирование, где указала темы и программное содержание по изучению материала. При работе с детьми использовала следующую литературу: «Правила и безопасность дорожного движения» О. А. Скорлупова, «Три сигнала светофора» Т. Ф. Саулина, «Внимание дорога» А. П. Водяникова, «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова, «Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения» Р. М. Литвинова, позволяющие грамотно вести работу не только с детьми, но и с их родителями.
В плане работы я использовала такие формы работы с детьми, как экскурсии, наблюдения, беседы, КВН, занятия, родительские собрания, сценарий по ПДД, встреча с сотрудником ГИБДД, различные дидактические игры. Организовывала и проводила ежедневно сюжетно-ролевые игры «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по городу идем», на которых учила ребят правильному поведению на улицах нашего села, знакомила с дорожными знаками.
Данная работа велась в соответствии с планом. Хочу отметить, что в этом процессе задействованы не только воспитанники, но и родители воспитанников. Участие родителей в проводимых мероприятиях позволяла заинтересовать детей данной проблемой, закрепить полученные знания в процессе игры. Одно из таких мероприятий проводила и в этом году сценарий развлечения «Уроки безопасности для Незнайки», родительское собрание «Учимся быть грамотными пешеходами"
Работа с родителями неотъемлемая часть обучения и закрепления с детьми правил поведения на дороге. Для закрепления программного материала, детям, давала задания на дом, которые они выполняли под руководством взрослых. Например, "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку, про тот знак, который мы изучали". Составила методические рекомендации из цикла "Мама, папа, я - безопасная семья», варианты анкет для родителей по исследованию их отношения к изучению правил дорожного движения детьми, памятки для родителей, консультации: КВН, викторины, беседы. Во всех групповых помещениях оформила уголки для родителей, где систематически обновляла материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Результатом работы является отсутствие детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих детский сад, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения.
На родительских собраниях рассказывала родителям о проводимых в группе мероприятиях, выясняла у родителей информацию о опасных места по дороге в детский сад, держат ли они детей за руку, находясь на улице.
По итогам диагностики уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрастает. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте. Умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. В подготовительной группе высокий уровень дети показали в изобразительной деятельности. Рисунки детей по этому разделу отличаются содержательностью и актуальностью. В беседах с детьми было отмечено владение детьми не только знаниями по этому разделу, но и умением составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы по данным разделам, отмечалось владение детьми необходимой информацией. Уровень организации игровой деятельности по данным разделам был отмечен не только наличием необходимых знаний, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала. Уровень проведения занятий и развлечений показал высокую заинтересованность детей этим разделом программы. Дети с удовольствием и высоким уровнем подготовки исполняли стихи, песни и танцы по данному разделу программы. Уровень подготовки детей по различным разделам программы в среднем составил высокий уровень.
Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях. В подготовительной группе во время целевых прогулок с детьми закрепляла представление о проезжей части, знакомство с перекрёстком, с некоторыми дорожными знаками, дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта.
Развивающая среда в группе играет немало важную роль в подготовке знаний по правилам дородного движения. Для оформления уголков и наглядного материала использовала оборудование, изготовленное самостоятельно и совместно с детьми (светофор, дорожные знаки, макеты домов, деревьев).
Воспитанники моей группы знают правила поведения на дорогах, умеют правильно вести себя в общественном транспорте, двигаться колонной по обочине дороги или идти по тротуару, знают места для езды на велосипедах, для катания на санках и коньках.
Мои воспитанники знают виды транспорта и их назначение. Узнают и называют знаки дорожного движения. Четко определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, делают соответствующие выводы. Хорошо ориентируются на участке детского сада, составляют маршрут движения по нашему селу, от дома до детского сада.