Александра Широкова
Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает; учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты; испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов; проникаются уважением к народному мастеру, создавшему произведения декоративно – прикладного искусства; стремятся сами научиться создавать прекрасное. Актуальность данной темы побудила меня провести работу по выявлению уровня развития детей в данном направлении. Так, наблюдение за детьми своей группы в продуктивной деятельности показало: дети проявляют низкий интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;отмечаются недостаточные знания о характерных особенностях видов декоративной живописи и слабые навыки в создании выразительных узоров, отсутствует чувства формы, ритма. Анализируя причины полученных результатов, изучив подходы реализуемой в ДОУ программы, столкнулись с тем, что задача по приобщению детей к народной культуре через ознакомление с декоративно-прикладным искусством ставится уже на ступени младшего дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы по теме „Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Однако, несмотря на это в программе не представлены методы, приемы и технологии работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством, в т. ч. народными игрушками. Народные игрушки зачастую используются лишь в качестве предметов интерьера группы, выступают лишь иллюстрацией для работы детей по образцу, без проникновения в сущность народного искусства и процесса его создания.
Это позволило выявить противоречие между высоким педагогическим потенциалом народного декоративно-прикладного искусства и отсутствием педагогической технологии, направленной на приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к духовным ценностям народной культуры.
Для достижения поставленной цели мною спроектирована педагогическая технология, позволяющая наиболее доступными средствами знакомить детей младшего и среднего возраста с декоративно-прикладным искусством на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).
- мой опыт составлен с учетом принципа интеграции который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства разных видов деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкально-эстетической) с использованием народного фольклора.
- мною разработан педагогический мониторинг оценки уровня представлений детей о народном декоративно-прикладном искусстве, степени овладения детьми декоративным рисованием, проявлении самостоятельности и детского творчества.