Галина Соснова
Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории.
[i]Актуальность. [/i]
Дети больше других подвергаются опасности на дорогах. Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Публикация «Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, и учится важнейшим правилам поведения на дороге. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Остается актуальным поиск эффективных современных технологий по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.
В век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования важно ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ).
Использование инновационных технологий в работе по овладению детьми правил поведения на дороге должно осуществляться в интересных для них видах деятельности.
Цель: формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, элементарной дорожной азбуки.
Задачи:
1. Развивать у детей способность к изучению правил поведения, как на улице, так и в транспорте, самостоятельно принимать нужные решения.
2. Формировать представления об опасных ситуациях для человека и окружающего мира природы и способах поведения в них.
3. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участникам дорожного движения.
4. Воспитывать личность, способную проявлять осторожность и осмотрительность.
Педагогические технологии, используемые в работе по обучению старших дошкольников ПДД.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. В творческой мастерской деятельность детей направлена на развитие способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании.
При обучении детей правилам дорожного движения используется дифференцированный подход, учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Средством достижения поставленных образовательных задач являются современные инновационные технологии работы с детьми:
Игровая технология.
Технология направлена на двигательную, игровую, коммуникативную, музыкально-художественную деятельности. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
С помощью игры дети учатся умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
Дети составляют рассказы о дорожных ситуациях, применяя иллюстрированный материал. В подвижных играх не только обогащается жизненный опыт детей, но и совершенствуются двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений. В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети создают макеты улиц, парковок.
В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр.
Технология проектной деятельности.
Технология направлена на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельности.
Применение проектной деятельности открывает детям основы безопасного поведения на дорогах.
В условиях проекта «Добрая дорога детства» дети учатся различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепляют правила поведения в пассажирском транспорте.
Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Дорожные знаки», чтение художественной литературы, дидактические игры «Машины нашего города», «Какой предмет лишний», изготовление машин и использование их в самостоятельной игровой деятельности.
Информационно-коммуникативная технология.
Технология направлена на коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельности.
Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, насыщенным. Использование мультфильмов, презентаций, детских передач позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей.
Этапы работы над проблемой:
1. Изучение методической литературы по данной проблеме.
2. Планирование.
3. Создание условий для обучения детей правилам дорожного движения.
4. Диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.
Ожидаемый результат.
• ребенок соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте;
• ребенок различает и называет виды транспорта и объясняет их назначение;
• ребенок узнает и называет дорожные знаки, понимает значения сигналов светофора;
• ребенок различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра».
Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
Методы и приемы, реализуемые в работе:
• словесные приёмы – рассказ взрослого из личного опыта, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого, проблемные ситуации;
• игровые приемы – дидактические игры, игровые упражнения, игры – соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр;
• наглядные приемы – иллюстрации, видеоматериалы, фотографии;
• художественное слово – стихи, сказки, загадки, рассказы;
Предметно-развивающая среда.
Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:
• наглядно-дидактический материал для сюжетно-ролевых игр, тематические альбомы и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации, художественная литература;
• уголки безопасности в группе;
• игрушки различных видов транспортных средств.
Разработаны методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для родителей.
Организация работы с родителями.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей вырабатываются твердые навыки культурного поведения на улице. Дисциплинированность и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Для этого:
• в уголке для родителей размещены материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы);
• разработаны материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
• проведены родительские встречи с показом фрагментов занятий, консультации с участием инспектора ДПС;
• родители привлечены для участия в проектной деятельности.