ВИКТОРИЯ БОНДАРЕНКО
Пропедевтика обучения математике в специальной (коррекционной) школе V вида
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «пропедевтика в образовании» имеет глубокие исторические корни. Слово «пропедевтика» (propaideia) греческого происхождения, состоит из приставки «pro» и корня «paideia» - в переводе с греческого языка означает «воспитание детей».
Пропедевтика обучения математике в специальной (коррекционной) школе V вида
Публикация «Пропедевтика обучения математике в специальной (коррекционной) школе V вида» размещена в разделах
В пропедевтический период уроки должны быть организованы так, чтобы они способствовали пробуждению и привитию интереса к математике. Поэтому форма организации занятий не должна быть однородной.
Математические материал имеет большое значение для обогащения жизненной компетенции обучающихся на основе использования арифметических, величинных и геометрических знаний в различных бытовых, игровых, учебных ситуациях.
Для успешного усвоения математических понятий важна сформированность таких функциональных компонентов, как:
• Деятельностный
• Когнитивный
• Речевой
Характеристика математического словаря детей обучающихся в специальной (коррекционной) школе V вида
• Крайняя ограниченность словарных средств в целом.
• Пропуски математических терминов, возникающие как следствие ограниченности словаря.
• Неточное употребление слов математического характера.
• Механический характер усвоения числительных.
• Нарушение звуко – слоговой структуры слова Основные направления пропедевтического обучения детей обучающихся в специальной (коррекционной) школе V вида :
• Действия с группами предметов – задания включающие в себя несколько направлений
• Геометрические фигуры
• Размер предметов
• Количество и счет
• Пространственные и временные понятия
Геометрические фигуры
Определи какой фигуры не хватает и дорисуй ее в свободной клетке. Все свои действия проговаривай в слух.
Размер предметов
Дидактическая игра: «Большой-маленький».
Цель: закрепить понятие: большой-маленький. Педагог демонстрирует картинку с 5-ю предметами (флажки) различной величины.
Работа у доски – упражнение: «Соедини предмет» (от самого большого флажка, до самого маленького флажка). – Чем похожи эти предметы? (одинакового цвета и формы) – Чем отличаются? (разной величины) .
Размер предметов
Дидактическая игра: «Посади гусеницу на листок»
Цель: закрепить понятие: длинный-короткий.
Работа у доски – педагог демонстрирует на доске карточки (листочек и три гусеницы различной длины) предлагает разместить гусеницы от самой длинной, до самой короткой (приём сравнения).
С дерева упал листок,
К нему гусеницы шли
И маленько не дошли,
Ждут они тебя дружок,
Что посадишь их на листок.
Количество и счет
Упражнение: «На зарядку становись»
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20
.
Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.
Затем зачитывает стихотворение:
Двадцать спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.
Последний, случается, первым придет –
Такой вот бывает неправильный счет.
Пространственные и временные понятия
Упражнение «Линии и точки»
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.
Ход игры:
Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.