Анастасия Колодезная
Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка»
Проблема воспитания нравственности наших детей не слабела никогда. В современном мире данная проблема приобрела особую актуальность. Политические и социально-экономические изменения принесли с собой и изменения в социально-нравственной сфере современного общества. В воспитание детей, а именно в нравственном, появились негативные тенденции: на первый план вышли компьютеры и телевизор, а книги ушли на второй план. Те персонажи, которых сейчас смотрят и любят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой. В современных семьях идёт погоня за развитием интеллекта, а воспитании нравственных чувств упускается. Родители не понимают, что без этих качеств накопленные знания не имеют смысла.
Публикация «Произведения Н, Н, Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
«Нравственное воспитание, несомненно, является процессом двусторонним. С одной стороны, оно предполагает активное воздействие на детей взрослых : педагогов, родителей, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, отношениях и чувствах. Поэтому, реализация определенного содержания, использование различных методов нравственного воздействия возлагает на педагога внимательное изучение результатов проделанной работы, достижения своих воспитанников». Без сомнений можно говорить, что только систематическая совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью.
В настоящее время повысился интерес к нравственному воспитанию, как у учёных, которые занимаются теорией, так и у практиков образования. На протяжении многих лет и веков, учёные, педагоги, философы и писатели интересовались вопросами нравственного воспитания. Это К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, И. Ф. Харламов, А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый и др. – они говорили в своих работах о сущности нравственного воспитания.
На сегодняшний день в современном обществе остро встаёт проблема воспитанности современных детей. Нынешние сказки, мультфильмы, образ жизни не могут в полной мере дать детям представления о моральных нормах. Мы считаем, что, читая детям те добрые сказки и рассказы, к которым, несомненно, относятся и рассказы Н. Носова, можно вернуть понятия о добре и зле, формировать у детей необходимые нравственные представления и установки
Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста является этическая беседа. Этические беседы – это подготовленные, плановые и организованные занятия, содержание которых определяется требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Я проводила беседы в разных формах – индивидуально, с подгруппой 8-10 человек и фронтально. Содержанием наших этических бесед становились возникшие в группе отношения между ребятами, раскрытие и обсуждение заключенной в художественных произведениях моральных норм на примерах рассказов Н. Н. Носова.
К каждой этической беседе были предъявлены единые требования : опора на жизненный опыт ребят, соответствие возрастным особенностям, конкретность ситуаций, наличие ситуации противоречий и выбора, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, не спешить помогать ребёнку с обобщениями и выводами, учить делать их самостоятельно.
Всё это позволяло вести обсуждение, учить детей рассуждать, делать умозаключения, а не пассивно запоминать и воспринимать.
Этическая беседа состояла из трё х частей: вначале ребята слушали произведение Н. Н. Носова, затем обсуждали заключённую в нём мораль и, в конце концов, проводился оригинальный практикум: дети упражнялись в словах, которыми можно выразить чувства, овладевали способами морального поведения. Содержание этических бесед составляли в основном жизненные ситуации литературных произведений Н. Н. Носова.
Главная цель этической беседы: сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения и желание сочувствовать, сопереживать окружающим людям, которыми он бы мог руководствоваться в своих поступках.
Я провела следующую работу:
1. Разработана серия занятий, которые будут способствовать формированию положительных нравственных качеств средствами произведений Н. Н. Носова.
2. Подобран комплекс игровых упражнений и игр, которые направлены на формирование у детей эмоциональной отзывчивости.
Я активно использовала в общении с детьми введения ребят в игровые ситуации, где присутствовала нравственная проблематика. Игры расширяют кругозор, влияют на совершенствование и умения правильно и вовремя использовать свои эмоции. С этой целью мы использовали наблюдения за окружающей действительностью, разнообразные дидактические игры.
Игровые ситуации, которые я разработала, ставят детей перед разрешением нравственной задачи, морального выбора. Ребятам доводилось вставать на место мальчика Котьки из рассказа Н. Н. Носова «На горке» и спрашивать себя: «Каково было Котьке, который работал один?». С помощью педагога дети делали вывод, что Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась, поэтому он усердно трудился, ни разу не присел, прилежно, в поте лица. Но без помощи друзей ему было бы еще тяжелей, поэтому только сообща и, помогая друг другу можно делать одно общее дело.
Так ненавязчиво, от красочных и образных представлений на примерах
произведений Н. Н. Носова ребята приходят к чёткому и понятному для их возраста пониманию категорий сопереживать, сочувствовать порадоваться, не завидовать, делать добро охотно и искренне.
Проводя занятия, где ведущим методом была этическая беседа, я сначала читали детям рассказы, а затем задавала вопросы: «Правильно или неправильно поступил тот или иной персонаж? Почему? А как бы вы сами поступили?»
Я проводила с детьми беседы и читали художественные произведения Н. Н. Носова, в которой ребята могли найти для себя много увлекательных и разнообразных сюжетов. При этом освоение нравственных представлений проходило в игровой деятельности детей.
Таким образом, в процессе работы над произведениями Н. Носова как на занятиях, так и вне их, при формировании нравственных представлений дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Доминирующими методами при организации НОД по чтению и анализу произведений Н. Носова являлись эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т. д. Вне занятий активно использовалось проигрывание ситуаций и организация сюжетных игр, включающих решение нравственной задачи.