Ярославцева Ольга
Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Знакомство педагогов с возможностями использования сказки в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с одним из способов использования сказки для формирования познавательной активности детей;
2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Публикация «Мастер-класс „Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
1. Уважаемые педагоги, сегодня мне представилась возможность поделиться с вами своими мыслями и наработками. Однако, мне нужны помощники, хотелось бы пригласить на сцену тех, кто видит перед собой наклеенную на спинку стула или кресла веселую картинку со смайликом. Таких наклеек в зале 5шт.
2. Вы можете занять удобные для вас места на сцене.
Мы с вами все разные. Каждый человек меняется в течение жизни, в течение недели, даже в течение дня. Меняется его настроение, физическое состояние, способность усваивать информацию. В чем причина? Возможно, никаких видимых причин и нет. Возможно, мы ждали солнечное утро, а оно, наоборот, оказалось пасмурным, хмурым. Как сложно быть отзывчивым и внимательным к другим весь день! А если бы рано утром заглянуло в окно солнце? Мы проснулись. Заряд бодрости получен с утра, мы готовы творить, выслушивать, делиться радостью. Все наши проблемы понятны: мы – взрослые люди, у нас работа, возможно, что и здоровье подводит. Мы можем найти себе оправдание и понять себя любимого.
НО! В любой из дней, несмотря на наше настроение, мы выходим на работу. К нам приходят дети, к которым утром солнце также или светило в окно, или нет. Поцеловала ребенка мама на прощание в щечку или торопливо ушла на работу. Подарили ребенку новую игрушку или он вдруг поссорился со своим другом.
Наша задача, как педагогов, помочь прожить детям день максимально полно.
ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, коллеги, какие средства, приемы, методы вы используете для того, чтобы помочь детям прожить день с пользой? Что помогает вам разрешать спорные ситуации, которые возникли между детьми, помогает восстанавливать положительную атмосферу в группе, помогает знакомить детей с чем-то новым? (ответы педагогов)
Да, каждый педагог в своей практике находит для себя «волшебное» эффективно работающее практически в любой сложной педагогической ситуации средство. Для меня такой «волшебной палочкой» стала сказка.
3. Сказка многогранна и многолика.
Мы можем прибегнуть к сказке как к средству, методу, технологии, и использовать ее во всех видах деятельности детей в период нахождения их в детском саду.
ВОПРОС: (карточки 8 шт. с видами деятельности) Давайте попытаемся ответить на вопрос о том, как и где мы можем использовать сказку. Выберите любую карточку. На карточке вид детской деятельности. Прочитайте и приведите пример использования сказки в данном виде деятельности. При необходимости вы можете поменять карточку. Коллеги, поделитесь, пожалуйста, своими соображениями. (ответы педагогов) Спасибо за содержательные, ценные ответы.
Сейчас мы с вами проиллюстрировали вышесказанную мысль о том, что сказка – это полифункциональное средство, неисчерпаемый источник мудрости, способствующий нормализации микроклимата в детском коллективе и духовно-нравственному воспитанию детей; это эффективное средство для донесения детям важной и нужной информации и формирования у детей экологических знаний, математических представлений, речевой активности; прекрасное средство для пополнения активного и пассивного лексического словаря детей; сказка – это кладезь для творческого самовыражения в изобразительной, конструктивно-модельной, театрализованной деятельности детей.
4. Сегодня мне хотелось бы предложить вам вариант работы со сказкой.
Все мы знаем русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Представим, что мы с вами сказку прочитали, разобрали, проанализировали характеры героев и их поступки, нарисовали действующих лиц и декорации, зная, что детям гораздо интереснее играть самостоятельно созданными или созданными руками пап и мам, а не купленными персонажами (гуси-лебеди, девочка, братец, печка, речка, яблоня, дом родительский. Домик Бабы Яги мы создавать не будем, но наличие этого заколдованного места предполагается на краю «игрового» пространства) (декорации выставляются на стол в определенном порядке).
Мы с вами даже разыграли эту сказку. Но расставаться с ней мы еще не хотим, мы еще проживаем историю самой сказки. И это замечательно! Поработаем с этой сказкой еще немного.
Определяя цель нашей работы, остановимся на использовании сказки в познавательно-исследовательской деятельности для обобщения представлений детей об измерении объема жидкости, длины с помощью условной мерки, для закрепления умения составлять и решать задачу с опорой на схему, для развития умения составлять геометрический узор по заданному рисунку.
Самое сложное – распределить роли, однако, сразу скажу, что задания нужно будет выполнять всем участникам.
Самые активные роли – ДЕВОЧКА и ГУСИ-ЛЕБЕДИ. У них сложная задача: они должны вести себя согласно содержанию сказки, т. е. двигаться, догонять, но возвращаться обратно после выполнения девочкой задания. Если задание не выполнено, Гуси-лебеди могут отнять братца у девочки. Тогда все повторится сначала.
Самые ответственные роли – ПОМОЩНИКИ (печка, речка, яблонька). Задача помощников: быть внимательными, активными и старательными при выполнении заданий, чтобы помочь сестрице и братцу добраться домой невредимыми. Сейчас «дети» находятся у родительского дома.
И мальчик – БРАТЕЦ. Мальчик не самостоятелен, его переносят или гуси, или сестра, поэтому отдельный кукловод не нужен.
У вас, уважаемые участники, есть уникальная возможность распределить роли, подготовиться к их озвучиванию. Пока вы готовитесь, позвольте, я обращусь к залу.
Одним нам не справиться, нам нужна будет ваша помощь, уважаемые зрители. Ваш взгляд будет обращен на нас, но ваши руки свободны! И я прошу вас помочь сделать плетень для защиты домика сестрицы и братца. (раздаем заготовки, степлер у помощника).
Инструкции по работе: когда первый ряд сплетет первую полосу, помощники закрепят ее и передадут второму ряду, и т. д. я попрошу вас отнестись к этой работе ответственно, потому что вы приготовите один из важных этапов для нашей сказки.
5. Дорогие мои участники, вы готовы? Если позволите, я – автор.
Попробуем свои силы, начнем сказку с самого начала, но слегка по сокращенному сценарию, адаптированному для достижения поставленной цели.
Как мы помним, жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Родители уехали, а дочери присматривать за братцем наказывали, да только девочка заигралась и про братца позабыла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. (действие)
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка их догонять. Бежала-бежала по лесу и пробежала мимо печки, мимо яблоньки, мимо речки. Добежала девочка до темного леса, видит - а у домика БЯги братец сидит. Схватила девочка братца и домой побежала что было сил. Полетели гуси-лебеди в погоню.
Cестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
Девочка: Речка, матушка, спрячь меня!
Речка отвечает: «Вот кувшин стоит, каждый, кто проходит, может себе набрать кувшин киселя. Измерь, сколько киселя входит в один кувшин. Условной меркой будет стакан» (наливать в кувшин из блюда)
Речка: Ну что, девочка, сколько киселя входит в кувшин?
Умница, девочка, спрячу я тебя.
Автор: Укрыла речка девочку под кисельным бережком. Гуси-лебеди их не увидели, пролетели мимо.
Автор: Девочка речке спасибо сказала, да с братцем дальше побежала. А гуси-лебеди воротились, летят, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
Девочка: Яблоня, матушка, спрячь меня!
Яблоня: много у меня яблочек на ветках, тяжело мне, потряси деревце, девочка. (трясет деревце, яблочки падают) Вот спасибо, тебе, девочка. Я тебя угостить хочу. Вот тебе корзинка, но яблочек возьми столько, сколько на схеме указано. (решить задачу с объяснением.)
Яблоня: Ну, девочка, слушаю я тебя. Какое условие задачи?
Назови вопрос, решение и ответ.
Умница, девочка, спрячу я тебя.
Автор: Заслонила яблоня сестричку и братца ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка спасибо сказала, да дальше опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
Девочка: Печка, матушка, спрячь меня!
Печка: много у меня пирожков, тяжело мне. Вытащи все пирожки. Да только я порядок люблю, а потому выложи из пирожков красивый узор. А вот тебе и картинка в помощь. (выполняют задание)
Умничка, девочка, красивый узор у тебя получился, спрячу я тебя и братца.
Автор: Залезли девочка с братцем в печку, Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Автор: Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем подбежала к родительскому дому.
Тут и гуси-лебеди к дому подлетели, совсем братца отобрать хотят…
(обращение к залу) Вот нам и ваша помощь нужна. Пробьются гуси-лебеди в дом. А нам дом надо забором плетеным защитить. Если уместится в этом заборе 6 условных мерок, то прочной защита будет. (берем забор, меркой измеряем, дом загораживаем).
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем к Бабе-Яге вернулись.
А тут и отец с матерью домой вернулись. Все закончилось хорошо. А если бы не вы, дорогие участники, не ваши знания, умения и ваша слаженная и сплоченная работа, съела бы БЯ девочку и братца.
6. У меня к вам большая просьба: украсьте, пожалуйста, заборчик вокруг дома цветами, характеризуя при этом эмоциональные ощущения от присутствия на сцене и участия в сказке одним словом.
Большое спасибо участникам мастер-класса за творчество, бесстрашие и волю к победе. Спасибо, вы можете пройти в зал.