Наталья Берестова
Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник статей Республиканской научно — практической конференции 23 марта 2016 г (Часть I. Дошкольное образование).
Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Средняя группа
- Темочки
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм, методов обучения и воспитания. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста только начинает закладываться у детей младшего дошкольного возраста, поэтому очень важно воспитателю уделять этому должное внимание. В младшей группе необходимо «дать представления о здоровой и вредной пище; сформировать представления важности утренней гимнастики и физических упражнений; сформировать представления о важности соблюдения навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни» [5].
Живя в ХХI веке и игнорировать такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. В настоящее время мультфильм является частью субкультуры ребенка, одним из элементов, влияющих на формирование личности ребенка. А так, как мультфильм обладает качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Еще в 60-годы исследователь детских мультфильмов Е. Е. Соловьева акцентировала внимание на взаимозависимости интеллектуального содержания фильма и его эмоциональной окраски. Она отмечала нужным создавать такие фильмы, которые заставляли бы детей не только понимать суть научного вопроса, но испытывать чувства удивления, изумления, которые являются стимулом познавательной активности. [2].
Как отмечает психолог Е. О. Смирнова, «…первое, что должен нести в себе мультфильм - некая функция мультфильма. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность к возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать» [3].
Таким образом, все исследователи и психологи сходятся на мысли, что телевидение и мультипликацию нужно рассматривать как средство, применяемое в целях формирования представлений о ЗОЖ. Опираясь на данные исследования, мы используем мультипликационные фильмы для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников. Мы провели систематизацию мультфильмов и ввели их в режимные моменты и процесс обучения. У детей, как показывает опыт, существенно изменяет процесс восприятия информации. Под влиянием переданной информации с экрана у детей увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.
Одним из важных условий, в большой степени определяющим успех нашего проекта с детьми в формировании представлений и ЗОЖ, является знание воспитателем примерной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» и Федерального Государственного Образовательного Стандарта. При отборе мультипликационных фильмов для определении конкретных знаний и умений необходимость использовать материал, вызывающий эмоциональный отклик у детей, который понятен и несет элемент новизны, неожиданности. Таким элементом новизны и неожиданности в данном направлении, мы видим в использовании мультипликации для получения новых и закрепления уже имеющихся у детей знаний. Нами был разработан проект «Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста». Целью проекта стало формирование представлений о ЗОЖ у младших дошкольников. Задачи проекта:
• Изучение психолого – педагогической литературы по данному вопросу;
• Составление плана мероприятий и сроков проведения в рамках данного проекта;
• Создание условий, способствующих формированию представлений о ЗОЖ у младших дошкольников;
• Формирование представлений о ЗОЖ у младших дошкольников.
Мы изучили психолого – педагогическую литературу. После изучения литературы мы разработали проект. Мультфильмы в рамках проекта предполагается использовать фрагментарно, исходя из темы беседы и запланированных для формирования представлений о ЗОЖ. Мы предположили, что дети в ходе просмотра мультфильма будут вовлечены и заинтересованы, их будет увлекать сюжетная линия. Материал, переданный с экрана телевизора знакомыми персонажами, будет лучше запоминаться, и вызывать эмоциональную отзывчивость у детей. Ключевым вопросом при организации мероприятий, направленных на формирование представлений о ЗОЖ у детей, являлось поддержание интереса к мультипликации и природная любознательность. Для того, чтобы поддержать у детей активность и заинтересованность, воспитателями будут использоваться различные приёмы. В процессе формирования представлений о ЗОЖ, воспитатель будет стремится создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
В проекте мы опираемся на следующие принципы:
• принцип разностороннего развития личности;
• активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения;
• принцип гуманизации;
• физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей;
• принцип индивидуальности;
• обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки;
• принцип цикличности и систематичности;
• постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности;
• принцип оздоровительный;
• обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности;
• принцип взаимосвязи с семьей;
• соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение родителей в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка;
• принцип доступности медико-социальной помощи;
• принцип ответственности сотрудников ДОУ;
• принцип соблюдения прав человека и гражданина;
• принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей;
• принцип активности детей;
Помимо традиционных форм работы в этом направлении таких как гимнастики утренние и после сна; занятия физкультурой; закаливание; босикохождение и др., нами был проведен отбор мультипликационных фильмов и составлен список. Сюда попали следующие мультфильмы : «Лунтик» серия «Микроскоп» (2 сезон, «Лунтик» (4 сезон, «Смешарики. Азбука здоровья», «Маша и медведь» серия «Сладкая жизнь» и др. После просмотра мы проводили беседы с детьми, закрепляли полученные знания в режимных моментах. Так например, «Маша и медведь» серия «Сладкая жизнь» использовалась нами для беседы о вреде сладкого и важности чистить зубы, обсуждались правила чистки зубов. «Лунтик» серия «Микроскоп» показала детям необходимость мытья рук, закрепление проходило в режимных моментах и присказкой «От воды и мыла у микробов тают силы» и др. «Смешарики. Азбука здоровья» помимо знаний о личной гигиене, способствовали формированию представлений о важности занятий физкультурой, о том как можно согреться зимой, если замерзли.
При отборе содержания бесед и мероприятий для формирования представлений о ЗОЖ мы стремились дать возможность каждому ребёнку увидеть, разглядеть неизвестное в привычном, давно знакомом и подчас даже не замечаемом. Это позволило повернуть хорошо знакомые ребёнку явления и предметы с неожиданной стороны, поднести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания, что в свою очередь побуждало детей к дальнейшим поискам решений новых и новых задач.
Известно, что формирование представлений о ЗОЖ у младших дошкольников органически переплетется с эмоциональной, что способствует созданию целостного представления об изучаемых предметах и явлениях. Запас полученных знаний и умений значительно будет обогащаться еще в связи с тем, что изображение всегда подкреплено словом. Это приведет к большей устойчивости образа в сознании ребенка-дошкольника. Наши наблюдения и практика работы с детьми показали, что материал, поданный с экрана, запоминается ребенком быстрее, сохранится и будет воспроизводиться точнее, чем в обычных условиях обучения.
Поэтому мы предполагаем в результате получить:
• соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме;
• активность детей, владение навыками здорового образа жизни, накапливаемость резерва здоровья;
• формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков;
• повышение уровня физического и психического здоровья детей;
• положительный результат темпов прироста физических качеств;
• повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Таким образом, мы считаем, что мультфильм стоит и необходимо использовать в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, потому что именно мультфильмы, помимо других средств, используемых воспитателем, направлены на развитие природного познавательного интереса ребенка.
Библиографический список:
1. Aрхипцева, В. С. Телевидение и дети / В. С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007. – № 8 – С. 54–56
2. Гельмонт А. В. О педагогических требованиях к учебным кинофильмам для школ//Изв. АПН РСФСР. 1963. Вып. 128. С. 50—61.
3. Смирнова Е. О. Все начинается с мультиков//Химия и жизнь – ХХIв. – 2013. -№1. С. 32-33
4. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2013. – 128с (библиотека воспитателя).
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез,2014. – 368с.
6. Филиппова Н. Н. Использование мультипликационных фильмов в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста//Сборник материалов IIIМеждународной научно – практической конференции конференции. - Абакан, Изд –во ХГУ. – 2015. – с. 52-53.