Елена Дмитриева
Программа «Тестопландия»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современных условиях модернизация дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, - развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности ребёнка.
Публикация «Программа „Тестопландия“» размещена в разделах
Одним из видов творчества является “Тестопластика”. Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук. Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.
1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ.
Программа направлена на раскрытие творческих способностей воспитанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.
Содержание программы :
носит развивающий характер
направлено на дополнение и углубление основной образовательной программы дошкольного образования;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
1.2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Новизна программы состоит в том, что на занятиях дети осваивают, не только тайны мастерства ремесла, но и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома на продажу и т. д.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность
Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.
Предоставляемая данной Программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей.
Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Педагогическая целесообразность
В Программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельностного подхода, возрастного и индивидуального развития детей.
Тестопластика выполняет следующие функции:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
Цель: развитие творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.
1.4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями лепки - из пластилина, т. к. знакомство с лепкой на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. На занятиях по тестопластике происходит совершенствование навыков лепки.
Занятия могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так
и дома, под руководством родителей.
Занятия по тестопластике могут проводиться как с одарёнными детьми
дошкольного возраста (по программе «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка», так и с детьми, нуждающимися в коррекционно-развивающей работе.
Коррекционная направленность занятий предполагает работу по коррекции восприятия, внимания, мышления, укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев, умения согласовывать движения различных частей тела. Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.
Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с задержкой психического развития это обстоятельство имеет огромное значение.
Еще одной отличительной особенностью программы является то, что техника лепки из соленого теста – это один из видов арт-терапии, который способствует изменению эмоционального состояния. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике и социальной работе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
1.5. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы - 5 – 7 лет, воспитанники старшей и подготовительной к школе групп. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей.
1.6. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Сроки реализации Программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1-й год обучения.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся: с историей возникновения лепки из солёного теста;
с историей возникновения лепки из солёного теста;
с основными приемами работы с соленым тестом;
названием, назначением, правилами пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;
правилами техники безопасности;
2-й год обучения.
Дети подготовительной к школе группы продолжают знакомство с историей развития тестопластики, совершенствуют навыки и приёмы лепки из солёного теста.
Этапы реализации программы (повторяются ежегодно)
1 этап – подготовительный (август - сентябрь).
диагностика детей и родителей по выявлению уровня знаний о тестопластике;
определение целей и задач работы на учебный год;
составление учебно – тематического плана;
изучение и сбор методической литературы, подборка литературного и иллюстративного материала, образцов для работы по тестопластике;
знакомство родителей с планом работы;
2 этап – основной (октябрь – апрель).
организация образовательной деятельности с детьми.
включение родителей в реализацию Программы.
взаимодействие с педагогами ДОУ и социальными структурами города
(библиотека, детская художественная школа, дом детского творчества «Истоки», городской музей).
3 этап – заключительный (май - июнь).
Мониторинг реализации Программы, анализ достигнутых результатов.
1.7. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Содержание занятий, планируется по каждому разделу в соответствии с учебно – тематическим и перспективным планами.
Используются разные формы занятий: традиционные и нетрадиционные:
Традиционные формы занятия.
№ Наименование
Форма организации
1 индивидуальные
воспитаннику дается самостоятельное задание с учётом его возможностей
2 фронтальные
работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма
3 групповые
разделение на минигруппы для выполнения определенной работы
4 коллективные
выполнение итоговых работ при прохождении определенной темы или для подготовки к выставкам, мероприятиям и конкурсам
Нетрадиционные формы организации занятий.
№ Наименование
Форма организации
1 занятие-игра
игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания
2 выставка (экспресс-выставка)
просмотр и анализ творческих работ, отбор и подготовка к отчетным выставкам и конкурсам; подведение итогов по пройденному разделу или теме
3 игровая программа
проведение тематических праздников, открытых занятий для родителей
4 экскурсия
выход на природу, посещение других объединений, с последующим обсуждением в объединении
5 творческая мастерская
полная свобода и экспериментирование в выборе художественных материалов, различных техник, выполнение работы по собственному замыслу
6 конкурс
строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества детей
Режим занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня – 1 раз в неделю.
Длительность одного учебного часа (занятия) - старшая группа 20 - 25 мин.
подготовительная к школе группа – 25 - 30 мин.
Год обучения Количество занятий
В неделю В месяц В год
1-й год обучения
(старшая группа) 1 4 28
2-й год обучения
(подготовительная к школе группа) 1 4 28
1.8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
первый год обучения второй год обучения
Дети знают:
историю возникновения и развития тестопластики;
порядок подготовки материала и рабочего места для занятий;
правила техники безопасности;
последовательность росписи изделий;
практическое применение изделий из соленого теста;
умеют:
пользоваться инструментами, карандашами, кистью, палитрой;
замешивать соленое тесто;
применять различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный;
сушить и раскрашивать поделки
владеют основными навыками рельефной лепки, модульной лепки, лепки из колец и пластин, лепки на форме
следуют устным рекомендациям педагога;
используют в работе знания по технике безопасности Дети знают:
сведения из истории тестопластики;
общие сведения об организации трудового процесса;
требования, предъявляемые к изделиям и процессу их изготовления;
приемы безопасной работы;
последовательность, основные приемы лепки изделий из теста;
основные сведения о дизайне изделий;
умеют:
рационально организовать рабочее место, инструменты с учетом техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
под руководством педагога проводить анализ изделия;
планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу;
выполнять изделие по заданию педагога и по собственному замыслу;
экономно расходовать материал;
выполнять декоративную отделку поверхности изделий;
предотвращать и устранять основные дефекты изделий;
владеют различными приемами и способами лепки;
проявляют творческую самостоятельность в создании изделий;
применяют в быту навыки изготовления изделий народных промыслов - подарки к праздникам, сувенирные украшения и т. д.
Способы проверки результатов
• Анализ процесса деятельности через наблюдения.
• Анализ продуктов деятельности.
• Диагностика (2 раза в год – сентябрь, май)
• Анкетирование родителей.
См. Приложение
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
составления альбомов, книжек - раскладушек с фотографиями готовых продуктов деятельности;
использование продуктов детской деятельности в сюжетно ролевых играх, украшении интерьера детского сада и группы;
выставки работ на уровне детского сада и города для педагогов и родителей
участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
2.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Наиболее рациональной формой развития творческих способностей и возможностей дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста являются организованные занятия. Занятия объединены в блоки. Деление на блоки обусловлено тем, что от блока к блоку происходит:
расширение представлений детей по русскому народному декоративно-прикладному искусству;
знакомство со способами деятельности – лепки из солёного теста (пластическим, конструктивным и комбинированным)
развитие у воспитанников творческих способностей, интереса к лепке, умения планировать свою деятельность;
воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, положительного отношения детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству, самостоятельности.
Содержание блоков.
Вводное занятие
История возникновения и развития народных игрушек. Народная игрушка из глины (дымковская и филимоновская, современная авторская игрушка из глины. Изготовление работ по мотивам народных игрушек. Выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, лепка основных элементов, отработка приемов, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия - проявление индивидуальности.
История развития тестопластики.
Знакомство с солёным тестом, его свойствами, рецептом приготовления.
Материалы и инструменты, необходимые для лепки.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.
Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, мелких лепестков, листиков, стеблей. Создание рельефа. Лепка простейших животных, нанесение фактуры с помощью стеков. Лепка из частей, деление куска на части, выдерживание соотношения пропорций по величине. Роспись. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста.
Лепка объёмных фигурок на каркасе и без каркаса.
Основные приемы лепки фруктов, овощей. Приемы создания плетеных изделий. Особенности поэтапного изготовления изделий. Отработка основных приемов и элементов лепки, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме. Способы сушки.
Технология изготовления интерьерных изделий.
Основные понятия: Изготовление интерьерных изделий. Приемы работы. Детали элементов, законы композиции, тонирование, цвет.
Изготовление панно.
Основные понятия: Технология изготовления сувениров и украшений. Изготовление бус, брошей. Фотография в жизни человека. Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.
Изготовление сюжетных работ.
Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей.
Создание образов по представлению. Самостоятельный выбор способов и приемов лепки, поиск наиболее интересных и удачных решений. Освоение скульптурного способа лепки. Видоизменение основной формы разными приемами лепки (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т. п). Оформление, украшение, дополнение работ мелкими деталями.
Выполнение коллективных работ.
Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции. Анализ хода работы, начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием; самостоятельная оценка детьми своего творчества; самоанализ, самооценка, оценка работ товарищей по критериям предложенными учащимися; помощь отстающим; работа в парах и группах; критический подход к своей работе; отбор работ на выставку.
Итоговое занятие.
Выставка «Галерея достижений». Контроль знаний и анализ работ.
СЛОВЕСНЫЕ
• Рассказ педагога
• Беседа
• Чтение
художественной
литературы • объяснения,
• вопросы к детям,
• указания,
• пояснения,
• инструкция,
• педагогическая оценка.
• Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.
• Педагогическая оценка, является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы «скульпторов», особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, как в дальнейшем будут использоваться изготовленные поделки.
НАГЛЯДНЫЕ • Наблюдения
• Демонстрация наглядных пособий • рассматривание наглядных пособий
• показ образца
• показ способов действий
• показ выполнения работы может быть частичный и полностью
ПРАКТИЧЕСКИЕ • Упражнение
• Опыты
• Эксперименти-рование
• Моделирование
• Воспроизведение движений в воздухе.
• Совместные (или «пассивные») действия.
• Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «шарики», расплющивать, раскатывать и т. п.
• Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его палец или ладошки в свою руку и вместе с ним выполняет действие.
ИГРОВЫЕ
• Дидактическая игра
• Воображаемая ситуация в развёрнутом виде
• Загадывание и отгадывание загадок
• Создание игровой ситуации
• Внезапное появление объектов, игрушек
• Выполнение воспитателем различных игровых действий
• Стихи, загадки подбираются по теме и помогают изображению характерных особенностей объекта.
• Игровая мотивация – ее создание важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
• Игровые приемы помогают поддержать интерес, активи-зировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Игровые приемы – это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей.
• Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.
Каждый из методов обучения должен:
o Обеспечивать воспитывающий характер обучения:
o Соответствовать поставленной задаче обучения;
o Соответствовать подготовленности детей;
o Соответствовать индивидуальным возможностям ребёнка;
o Соответствовать условиям занятий;
o Соответствовать принципам обучения
Содержание занятий планируется с учётом интеграции образовательных областей.
Об
В процессе занятий используются различные виды и формы совместной деятельности взрослого с детьми.
Виды деятельности Формы работы
Игровая Сюжетные игры. Подвижные игры. Игры с правилами.
Коммуникативная Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры.
Трудовая Совместные действия. Дежурство. Поручение. Задание. Реализация проектов. Сюжетно-ролевые игры.
Познавательно-исследовательская
Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Игры с правилами.
Изобразительная
(продуктивная) Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Музыкально-художественная
Слушание. Исполнение. Импровизация. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактические игры.
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение (потешки, прибаутки, скороговорки и т. д.). Обсуждение. Разучивание.
Двигательная Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения.
Методические рекомендации к организации и проведению занятий.
• Занятия должны проводиться в отдельном помещении.
• Во время проведения теоретической части занятия (при демонстрации наглядных пособий, чтении художественных текстов, организации беседы, инсценировки, словесной игры) детей лучше всего размещать напротив воспитателя. Организуя проведение практической части занятия - непосредственно продуктивной деятельности – детей лучше размещать по кругу, т. к. это облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
• Занятия необходимо строить в доступной и интересной для детей форме, используя разнообразные игровые методы, художественное слово – произведения детских поэтов, устное народное творчество, близкое и понятное детям по содержанию.
• В работе с детьми нужно идти от наблюдения, рассматривания предметов окружающей действительности и объектов природы должно предшествовать изобразительной деятельности, т. е. перед каждым занятием должна проводиться предварительная работа. Поэтому руководителю Программы необходимо работать в тесном сотрудничестве с воспитателями групп.
• Занятие тестопластикой предполагает возможность переключения детей на другие виды деятельности: проведение дидактической, подвижной игры, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, т. е. проводится с соблюдением здоровьесберегающих технологий. Совместные игры ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость»
• Примерное планирование различных методов и приёмов при организации занятия может быть сокращено и должно варьироваться в зависимости от уровня подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.
• При организации продуктивной деятельности детей, можно использовать музыкальное сопровождение, что создаёт положительную эмоциональную атмосферу в микрогруппе.