Лучший педагог года

Программа «Тестопландия»

Елена Дмитриева
Программа «Тестопландия»
▼ Скачать + Заказать документы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современных условиях модернизация дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, - развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности ребёнка.

Публикация «Программа „Тестопландия“» размещена в разделах

Одним из видов творчества является “Тестопластика”. Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук. Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.

1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ.

Программа направлена на раскрытие творческих способностей воспитанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

Содержание программы :

носит развивающий характер

направлено на дополнение и углубление основной образовательной программы дошкольного образования;

ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми

1.2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.

Новизна программы состоит в том, что на занятиях дети осваивают, не только тайны мастерства ремесла, но и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома на продажу и т. д.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Актуальность

Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.

Предоставляемая данной Программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей.

Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Педагогическая целесообразность

В Программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельностного подхода, возрастного и индивидуального развития детей.

Тестопластика выполняет следующие функции:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

Цель: развитие творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.

1.4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями лепки - из пластилина, т. к. знакомство с лепкой на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. На занятиях по тестопластике происходит совершенствование навыков лепки.

Занятия могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так

и дома, под руководством родителей.

Занятия по тестопластике могут проводиться как с одарёнными детьми

дошкольного возраста (по программе «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка», так и с детьми, нуждающимися в коррекционно-развивающей работе.

Коррекционная направленность занятий предполагает работу по коррекции восприятия, внимания, мышления, укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев, умения согласовывать движения различных частей тела. Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с задержкой психического развития это обстоятельство имеет огромное значение.

Еще одной отличительной особенностью программы является то, что техника лепки из соленого теста – это один из видов арт-терапии, который способствует изменению эмоционального состояния. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике и социальной работе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

1.5. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы - 5 – 7 лет, воспитанники старшей и подготовительной к школе групп. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей.

1.6. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Сроки реализации Программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1-й год обучения.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся: с историей возникновения лепки из солёного теста;

с историей возникновения лепки из солёного теста;

с основными приемами работы с соленым тестом;

названием, назначением, правилами пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;

правилами техники безопасности;

2-й год обучения.

Дети подготовительной к школе группы продолжают знакомство с историей развития тестопластики, совершенствуют навыки и приёмы лепки из солёного теста.

Этапы реализации программы (повторяются ежегодно)

1 этап – подготовительный (август - сентябрь).

диагностика детей и родителей по выявлению уровня знаний о тестопластике;

определение целей и задач работы на учебный год;

составление учебно – тематического плана;

изучение и сбор методической литературы, подборка литературного и иллюстративного материала, образцов для работы по тестопластике;

знакомство родителей с планом работы;

2 этап – основной (октябрь – апрель).

организация образовательной деятельности с детьми.

включение родителей в реализацию Программы.

взаимодействие с педагогами ДОУ и социальными структурами города

(библиотека, детская художественная школа, дом детского творчества «Истоки», городской музей).

3 этап – заключительный (май - июнь).

Мониторинг реализации Программы, анализ достигнутых результатов.

1.7. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Содержание занятий, планируется по каждому разделу в соответствии с учебно – тематическим и перспективным планами.

Используются разные формы занятий: традиционные и нетрадиционные:

Традиционные формы занятия.

№ Наименование

Форма организации

1 индивидуальные

воспитаннику дается самостоятельное задание с учётом его возможностей

2 фронтальные

работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма

3 групповые

разделение на минигруппы для выполнения определенной работы

4 коллективные

выполнение итоговых работ при прохождении определенной темы или для подготовки к выставкам, мероприятиям и конкурсам

Нетрадиционные формы организации занятий.

№ Наименование

Форма организации

1 занятие-игра

игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания

2 выставка (экспресс-выставка)

просмотр и анализ творческих работ, отбор и подготовка к отчетным выставкам и конкурсам; подведение итогов по пройденному разделу или теме

3 игровая программа

проведение тематических праздников, открытых занятий для родителей

4 экскурсия

выход на природу, посещение других объединений, с последующим обсуждением в объединении

5 творческая мастерская

полная свобода и экспериментирование в выборе художественных материалов, различных техник, выполнение работы по собственному замыслу

6 конкурс

строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества детей

Режим занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня – 1 раз в неделю.

Длительность одного учебного часа (занятия) - старшая группа 20 - 25 мин.

подготовительная к школе группа – 25 - 30 мин.

Год обучения Количество занятий

В неделю В месяц В год

1-й год обучения

(старшая группа) 1 4 28

2-й год обучения

(подготовительная к школе группа) 1 4 28

1.8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

первый год обучения второй год обучения

Дети знают:

историю возникновения и развития тестопластики;

порядок подготовки материала и рабочего места для занятий;

правила техники безопасности;

последовательность росписи изделий;

практическое применение изделий из соленого теста;

умеют:

пользоваться инструментами, карандашами, кистью, палитрой;

замешивать соленое тесто;

применять различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный;

сушить и раскрашивать поделки

владеют основными навыками рельефной лепки, модульной лепки, лепки из колец и пластин, лепки на форме

следуют устным рекомендациям педагога;

используют в работе знания по технике безопасности Дети знают:

сведения из истории тестопластики;

общие сведения об организации трудового процесса;

требования, предъявляемые к изделиям и процессу их изготовления;

приемы безопасной работы;

последовательность, основные приемы лепки изделий из теста;

основные сведения о дизайне изделий;

умеют:

рационально организовать рабочее место, инструменты с учетом техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;

под руководством педагога проводить анализ изделия;

планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу;

выполнять изделие по заданию педагога и по собственному замыслу;

экономно расходовать материал;

выполнять декоративную отделку поверхности изделий;

предотвращать и устранять основные дефекты изделий;

владеют различными приемами и способами лепки;

проявляют творческую самостоятельность в создании изделий;

применяют в быту навыки изготовления изделий народных промыслов - подарки к праздникам, сувенирные украшения и т. д.

Способы проверки результатов

• Анализ процесса деятельности через наблюдения.

• Анализ продуктов деятельности.

• Диагностика (2 раза в год – сентябрь, май)

• Анкетирование родителей.

См. Приложение

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

составления альбомов, книжек - раскладушек с фотографиями готовых продуктов деятельности;

использование продуктов детской деятельности в сюжетно ролевых играх, украшении интерьера детского сада и группы;

выставки работ на уровне детского сада и города для педагогов и родителей

участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

2.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее рациональной формой развития творческих способностей и возможностей дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста являются организованные занятия. Занятия объединены в блоки. Деление на блоки обусловлено тем, что от блока к блоку происходит:

расширение представлений детей по русскому народному декоративно-прикладному искусству;

знакомство со способами деятельности – лепки из солёного теста (пластическим, конструктивным и комбинированным)

развитие у воспитанников творческих способностей, интереса к лепке, умения планировать свою деятельность;

воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, положительного отношения детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству, самостоятельности.

Содержание блоков.

Вводное занятие

История возникновения и развития народных игрушек. Народная игрушка из глины (дымковская и филимоновская, современная авторская игрушка из глины. Изготовление работ по мотивам народных игрушек. Выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, лепка основных элементов, отработка приемов, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия - проявление индивидуальности.

История развития тестопластики.

Знакомство с солёным тестом, его свойствами, рецептом приготовления.

Материалы и инструменты, необходимые для лепки.

Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.

Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.

Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.

Лепка различных видов цветов, мелких лепестков, листиков, стеблей. Создание рельефа. Лепка простейших животных, нанесение фактуры с помощью стеков. Лепка из частей, деление куска на части, выдерживание соотношения пропорций по величине. Роспись. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста.

Лепка объёмных фигурок на каркасе и без каркаса.

Основные приемы лепки фруктов, овощей. Приемы создания плетеных изделий. Особенности поэтапного изготовления изделий. Отработка основных приемов и элементов лепки, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме. Способы сушки.

Технология изготовления интерьерных изделий.

Основные понятия: Изготовление интерьерных изделий. Приемы работы. Детали элементов, законы композиции, тонирование, цвет.

Изготовление панно.

Основные понятия: Технология изготовления сувениров и украшений. Изготовление бус, брошей. Фотография в жизни человека. Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.

Изготовление сюжетных работ.

Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей.

Создание образов по представлению. Самостоятельный выбор способов и приемов лепки, поиск наиболее интересных и удачных решений. Освоение скульптурного способа лепки. Видоизменение основной формы разными приемами лепки (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т. п). Оформление, украшение, дополнение работ мелкими деталями.

Выполнение коллективных работ.

Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции. Анализ хода работы, начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием; самостоятельная оценка детьми своего творчества; самоанализ, самооценка, оценка работ товарищей по критериям предложенными учащимися; помощь отстающим; работа в парах и группах; критический подход к своей работе; отбор работ на выставку.

Итоговое занятие.

Выставка «Галерея достижений». Контроль знаний и анализ работ.

СЛОВЕСНЫЕ

• Рассказ педагога

• Беседа

• Чтение

художественной

литературы • объяснения,

• вопросы к детям,

• указания,

• пояснения,

• инструкция,

• педагогическая оценка.

• Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

• Педагогическая оценка, является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы «скульпторов», особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, как в дальнейшем будут использоваться изготовленные поделки.

НАГЛЯДНЫЕ • Наблюдения

• Демонстрация наглядных пособий • рассматривание наглядных пособий

• показ образца

• показ способов действий

• показ выполнения работы может быть частичный и полностью

ПРАКТИЧЕСКИЕ • Упражнение

• Опыты

• Эксперименти-рование

• Моделирование

• Воспроизведение движений в воздухе.

• Совместные (или «пассивные») действия.

• Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «шарики», расплющивать, раскатывать и т. п.

• Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его палец или ладошки в свою руку и вместе с ним выполняет действие.

ИГРОВЫЕ

• Дидактическая игра

• Воображаемая ситуация в развёрнутом виде

• Загадывание и отгадывание загадок

• Создание игровой ситуации

• Внезапное появление объектов, игрушек

• Выполнение воспитателем различных игровых действий

• Стихи, загадки подбираются по теме и помогают изображению характерных особенностей объекта.

• Игровая мотивация – ее создание важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

• Игровые приемы помогают поддержать интерес, активи-зировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Игровые приемы – это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей.

• Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

Каждый из методов обучения должен:

o Обеспечивать воспитывающий характер обучения:

o Соответствовать поставленной задаче обучения;

o Соответствовать подготовленности детей;

o Соответствовать индивидуальным возможностям ребёнка;

o Соответствовать условиям занятий;

o Соответствовать принципам обучения

Содержание занятий планируется с учётом интеграции образовательных областей.

Об

В процессе занятий используются различные виды и формы совместной деятельности взрослого с детьми.

Виды деятельности Формы работы

Игровая Сюжетные игры. Подвижные игры. Игры с правилами.

Коммуникативная Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры.

Трудовая Совместные действия. Дежурство. Поручение. Задание. Реализация проектов. Сюжетно-ролевые игры.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Игры с правилами.

Изобразительная

(продуктивная) Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Музыкально-художественная

Слушание. Исполнение. Импровизация. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактические игры.

Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение (потешки, прибаутки, скороговорки и т. д.). Обсуждение. Разучивание.

Двигательная Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения.

Методические рекомендации к организации и проведению занятий.

• Занятия должны проводиться в отдельном помещении.

• Во время проведения теоретической части занятия (при демонстрации наглядных пособий, чтении художественных текстов, организации беседы, инсценировки, словесной игры) детей лучше всего размещать напротив воспитателя. Организуя проведение практической части занятия - непосредственно продуктивной деятельности – детей лучше размещать по кругу, т. к. это облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

• Занятия необходимо строить в доступной и интересной для детей форме, используя разнообразные игровые методы, художественное слово – произведения детских поэтов, устное народное творчество, близкое и понятное детям по содержанию.

• В работе с детьми нужно идти от наблюдения, рассматривания предметов окружающей действительности и объектов природы должно предшествовать изобразительной деятельности, т. е. перед каждым занятием должна проводиться предварительная работа. Поэтому руководителю Программы необходимо работать в тесном сотрудничестве с воспитателями групп.

• Занятие тестопластикой предполагает возможность переключения детей на другие виды деятельности: проведение дидактической, подвижной игры, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, т. е. проводится с соблюдением здоровьесберегающих технологий. Совместные игры ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость»

• Примерное планирование различных методов и приёмов при организации занятия может быть сокращено и должно варьироваться в зависимости от уровня подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

• При организации продуктивной деятельности детей, можно использовать музыкальное сопровождение, что создаёт положительную эмоциональную атмосферу в микрогруппе.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа Презентация "Адаптированная образовательная программа" Структура написания, содержание. Слайд 1 Адаптированная образовательная программа.

Программа арт-студии «Жар-птица». Комплексная программа по развитию творческих способностей детей 3. Содержание программы Название цикла Тема Цель НОД Кол-во Осенниекартинки Диагностика творческого развития личности Выявить уровень.

Программа «Патриот» 1. Пояснительная записка. В рамках ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание» входит в область «Социально - коммуникативное развитие».

Программа по бумагопластике Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате.

Программа по физкультуре М РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Сказка» по образовательной.

Программа по экологии от 4 до 7 лет Пояснительная записка Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения.

Программа самообразования I этап. Самосознание Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства.

Программа самообразования Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

Программа самообразованияПрограмма самообразования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» Программа самообразования Жуковой Анны Александровны.

Программа по адаптации. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! В жизни Вашего ребенка, а значит и в жизни Вашей семьи наступает очень ответственный момент –.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Тестопландия»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 09:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Тестопландия»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД