Ирина Курочкина
Программа «Патриот»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
В рамках ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание» входит в область «Социально - коммуникативное развитие» детей. Детей старшего дошкольного возраста необходимо ориентировать на:
• Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальную солидарность – свободу личную и национальную, доверие к людям, к государству;
• Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания.
Публикация «Программа „Патриот“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Я неслучайно выбрала название программы - «Патриот». Ведь, если обратиться к словарю В. Даля, слово «патриот» обозначает «любовь к отчизне». Эти сложные чувства у ребёнка закладываются ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного окружения к окружающему миру.
Нравственно – патриотическое воспитание детей рационально осуществлять на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения этой проблемы, я считаю, необходима программа как часть воспитательно - образовательного процесса. Она позволит систематизировать знания по заданным темам, будет стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, что в свою очередь формирует готовность ребёнка к школе и соответствует принципам общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство».
Целью программы «Патриот» является:
Формирование у детей гражданской позиции, нравственно – патриотических чувств, расширение представлений об истории нашей Родины.
2. Организационно-методическое обеспечение программы.
• К шести годам ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
• Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
• Группа воспитанников -12 человек. Это - 10 мальчиков и 2 девочки. Дети общительные, проявляют активность во всех видах деятельности. Мальчики очень подвижные, инициативные. Девочки скромные, уравновешенные, самостоятельны во всех видах деятельности.
• Продолжительность НОД– 25 минут.
• 1 НОД в неделю для каждой подгруппы
• 4 НОД в месяц; 36 НОД в год
• В конце года итоговое (открытое) мероприятия.
• Мониторинг образовательной деятельности: 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный — в январе, итоговый – в мае).
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию осуществляется в процессе:
• Организованной образовательной деятельности;
• Музыкального воспитания;
• Досуговых и спортивных мероприятий;
• Посещение музея, библиотеки;
• Работы изостудии;
• Самостоятельной деятельности ребёнка.
• Совместных мероприятий с родителями.
Задачи:
• Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
• Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории нашей страны.
• Привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
• Формировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
• Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
• Развивать связную речь, продуктивную деятельность и творчество.
• Воспитывать интерес к произведениям отечественной художественной литературы, уважение к историческому прошлому России.
Методы и приё мы организованной образовательной деятельности:
• Игра.
• Наглядность (выставки репродукций картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет, иллюстрирование книг).
• Традиционные методы народной педагогики (подражание, подпевание, диалог, беседы по иллюстрациям.)
• Выставки.
• Посещение памятных мест.
• Включение элементов творчества в образовательную, игровую и самостоятельную деятельность.
• Метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с педагогами и сверстниками, коллективная работа.
Формы контроля:
• Анкетирование и беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольника, качество усвоения представлений о России, родном городе Мантурово, Костромской области.
• Применение и отражение знаний в детских видах деятельности, занесение результатов в таблицу.
• Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, образовательной деятельности, игры.
Принципы :
• Историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений.
• Гуманизация : ориентация на высшие общечеловеческие ценности;
• Дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе усвоения знаний по проекту.
• Интегрированность: сотрудничество с семьёй, библиотекой, музеем, ДЦНК, сочетание разных видов деятельности.
• Наглядности: изготовление ряда пособий, игр, презентаций, подборка необходимой художественной литературы на основе исторического материала.
Предполагаемый результат:
Активность, любознательность детей, заинтересованность историей нашего города, страны, интерес к произведениям художественной литературы.
3. Учебно-тематический план
раздел задачи количество занятий в год
1. Мой дом – моя семья Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. 2
2. Приобщение к истокам Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 4
3. Родной край Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. 8
4. Земля наш – общий дом Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания об истории нашей страны. 8
5. Защитники Отечества Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. 7
6. Беседы о правах ребёнка Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». 2
7. Открой себя Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей. 5
4. Структура программы на 2014 – 2015г.
Содержание Сроки
Цикл «Россия – Родина моя»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей Родине.
Конкурс чтецов «Мой родной город» 1 сентября
Выступление на родительском собрании на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание ребёнка в семье». Анкетирование. 25сентября
Участие в празднике «День дошкольного
работника». 26 сентября
Экскурсия в библиотеку. Тема: «Моя малая родина» 7 октября
Выставка детского творчества на тему: «Мой город» 10 октября
Праздничный концерт ко Дню матери 26 ноября
Чтение произведений Осеевой, Есенина, Толстого, Сурикова, Кассиля, Носова. Ежедневно
Открытие мини – музея старинных вещей в старшей «А» группе 18сентября
Беседы о правах ребёнка ноябрь
Цикл «Нам не нужна война!»
Цель: познакомить детей с важными историческими событиями в истории нашей страны, нашего города.
Встреча с интересными людьми. Смирнов В. А
Тема: «Интересные факты военной службы». декабрь
Чтение произведений о войне. ежедневно
Экскурсия в библиотеку. Тема: «Герои боевой славы» январь
Выставка поделок из любого материала на тему: «Военная техника» январь
Рассматривание альбомов «Защитники Отечества», «Военная техника и боевое оружие», «Герои войн». Январь –
февраль
Конкурс мини – проектов «Защитники Отечества». февраль
Просмотр презентации «Кто защищает нашу Родину?» февраль
Конкурс чтецов «Великой победе посвящается…» февраль
Спортивный досуг «А ну- ка, мальчики!» февраль
Цикл «Герои нашей Родины»
Цель: формировать интерес детей к истории нашей Родины, на примере конкретных исторических событий. Познакомить с историческими личностями.
Чтение былин о русских богатырях (по программе «Детство») март
Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций
(«Три богатыря», «Бой Ильи Муромца и Соловья – разбойника») март
Разучивание пословиц, стихов о смелости, отваге, патриотизме.
Чтение произведений о ВОВ. Март.
Апрель.
Май.
Оформление альбома «Русские богатыри». март
Конкурс детских рисунков «Защитники земли русской». март
Литературная викторина по произведениям русских писателей и поэтов «Герои наших сказок» март
Рассматривание альбомов на тему: «Великая Отечественная война 1941-45 гг». апрель
Презентация на тему: «Животные – герои ВОВ». апрель
Чтение произведений о ВОВ (по программе «Детство») Апрель -май
Экскурсия в библиотеку на тему: «Они защищали нашу Родину» май
Экскурсия в музей боевой славы (лицей №1) май
Возложение цветов к памятнику погибших воинов - мантуровцев. 9 мая
Конкурс фотографий «Портрет героя» май
Конкурс рисунка на асфальте «Пусть всегда будет солнце» май