Наталья Манушкина
Программа по бумагопластике
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в осознании результата своей деятельности, фантазии.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Публикация «Программа по бумагопластике» размещена в разделах
Что же можно понимать под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Индивидуальные психологические особенности ребёнка, не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Настоящая программа составлена на основе книг: А. Быстрицкая «Бумажная Филигрань», Д. Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек», Х. Уолтер «Узоры из бумажных лент» и предусматривает дополнительное обучение детей 6-9 лет в области создания изделий и композиций в технике квиллинг. Т. Проснякова «Забавные фигурки» модульное оригами, М. Згурская «Оригами».
Программа составлена с учетом знания возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста.
Данная программа знакомит детей с древнейшим искусством бумажной филиграни – квиллингом и с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. На занятиях и вне их воспитанники овладевают методикой выполнения разнообразных оригинальных изделий.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, абстрактного мышления.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Два основных вида работы с бумагой, освещенных в программе : «квиллинг» и «оригами» (простое и модульное).
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
«Оригами» – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Программа построена на основе принципа «от простого к сложному» Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие, развитие мелкой моторики кистей рук детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга и оригами как художественных способов конструирования из бумаги, развитие художественно-эстетического мышления детей. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Задачи программы 1-го года обучения :
Обучающие:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг» и технике «оригами»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами,
- обращение с простейшими орудиями труда;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок и квадратов.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг» и «оригами»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Задачи 2-го года обучения:
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами модульного оригами,
- обучать различным приемам работы с бумагой,
- формировать умения следовать устным инструкциям и работать по схемам,
- обогащать словарь ребенка специальными терминами,
- создавать творческие композиции, выполненными в технике «модульное оригами»,
- самостоятельно создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг».
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии
детей,
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой,
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки,
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Воспитанникам всегда дается возможность выбора задания на практике по силам и интересам. Формы проведения занятий разнообразны: вводные, традиционные, практические, повторение, обобщение.
Особое внимание уделяется комбинированным занятиям, соединяющим в себе различные методы.
В работе используются различные педагогические методы:
- Ознакомительный метод - знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами.
- Интегрирующий метод – содействует комплексному восприятию изучаемого материала.
- Фасилитационный метод – позволяет каждому воспитаннику более полно удовлетворять свои творческие и познавательные потребности.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг и оригами всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом и оригами имеют огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей дошкольного возраста. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала дошкольников.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга и модульного оригами, развивает моторику рук, так же данное направление способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Бумаготворчество создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня бумаготворчество наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном. Все это способствует не только развитию дошкольников, но и привлекает к общему делу и совместному времяпрепровождению их родителей, бабушек и других близких людей, что особенно важно в наш прогрессивный компьютеризированный век.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия квиллингом и модульным оригами помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыкам и умениям художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга и оригами, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. Развитие мелкой моторики рук способствует речевому развитию А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Все это характерно для следующих образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
• Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
• Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
• Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения и во время самостоятельной творческой деятельности детей.
• В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
• Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
• Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.
• Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы, правтикумов и мастер-классов «вместе с родителями».
• Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.