Ирина Князева
Программа самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа самообразования
Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений».
Актуальность
В условиях реализации ФГОС ведущей деятельностью является - игра, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Программа самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста.
Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Так как с помощью дидактических игр дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, различают, сравнивают. Я стараюсь использовать дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав свой опыт работы по вопросу сенсорного воспитания, я вывила такие проблемы как: недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды группы по сенсорному развитию; у детей 2- з лет недостаточно развито умение самостоятельно ориентироваться в свойствах предмета (цвет, форма, величина, количество).
Я пришла к выводу, что эту проблему можно решить в совместной работе воспитателя и детей.
Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей раннего возраста. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Цель: изучение и внедрение в практику системы работы по развитию сенсорных представлений детей младшего возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Создать развивающую предметно- пространственную среду отвечающую требованиям ФГОС ДО.
3. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные формы взаимодействия в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Подобрана и изучена литература;
2. Создана развивающая предметно- пространственная среда
3. Разработан перспективный план использования дидактических игр
4. Изготовлены дидактические игры
5. Использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.
Этапы работы Содержание деятельности Предполагаемый результат Сроки и формы отчета
Подготовительный 1. Изучение методической литературы:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155
2. Смирнова Е. О., ЕрмолаеваТ. В. Мещерякова С. Ю «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»- М. : Мозаика- Синтез 2008г.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада/ В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Коннова и др. ;/ Под ред. Г. М. Ляминой. - М. : Просвещение. 2000-224с.
4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей- М. : Просвещение :АО «Учебн. Мет.» 2006-112 с
5. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Под ред. Н. Н Подъякова, В. Н Аванессовой. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Просвещение, 2001.-192с.
6. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета// Первые шаги: (модель воспитатния детей раннего возраста).- М. : 2002- с. 303-310.
2. Регулярный обзор периодических изданий, методической литературы: Ж: «Обруч»
Ж: «Дошкольное воспитание»
3. Приобретение и использование в работе методических новинок
4. Регулярный просмотр интернет – ресурсов:
https://nsportal.ru
https://www.maam.ru
https://dohcolonoc.ru
https://pedcoved.ru
Курсы повышения квалификации, мастер- классы, семинары, круглые столы:
5. Участие в ГМО по раннему возрасту
6. Участие в мастер- классах, семинарах в ДОУ
7. Посещение курсов повышения квалификации по теме: «Использование компьютерных программ в образовательном процессе ДО» Формирование теоретической базы
Оформление электронной базы
Накопление научно- теоретических материалов по теме самообразования
Формирование паки, электронной базы методических материалов Обзор методической литературы по теме самообразования на пед часе. Декабрь2015
Презентация накопленных научно-методических материалов на пед. часа 2015г
Практический Разработка комплекта занятий
1. «Собери пирамидку»
2. «Разноцветное настроение»
3. «Веселое путешествие.»
4. «Мишка в гостях у ребят»
5. «Подбери предметы похожего цвета»
6. «Чудесный мешочек»
7. «Большая и маленькая собачка2
Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста:
,Из каких фигур состоит;
«Найди предмет такой же формы
,Какая фигура лишняя»
,Самая длинная, самая короткая»
,Разноцветные кружки,»
«В какую коробку
,Дальше — ближе»
,Какого цвета предмет»
,Собери гирлянду»
,Уточним цвет,
Панно «Разноцветные пирамидки»
Оформление центра сенсорного развития
Взаимодействие с родителями:
-Папка передвижка «Использование дидактических игр в развитии речи ребенка»
- Семинар «Учимся играя»
- Информация «Значение дидактической игры в жизни ребенка»
- Родительское собрание «Игра как средство развитие детей 2-3 лет»
- Мастер класс «В какие дидактические игры играть дома»
Проведение занятий с детьми.
Создание и оформление картотеки по использованию дидактических игр по сенсорному развитию для детей 2-3 лет (совместно с родителями)
Составление методических рекомендаций по проведению занятий с детьми.
2015-2016 уч. год
Аналитический Публикация на сайте : https://nsportal.ru
https://www.maam.ru
Обобщение опыта по теме;
Публикация в сборнике ННГУ им Н. Г. Лобачевского.
Участие в конкурсах федерального и муниципального уровня
Публикации на официальном сайте ДОУ
Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества: педсоветы, ГМО, интернет ресурсы. Статьи по теме самообразования, мастер- класс
2016г.