Потапова Наталия
Программа по экологии от 4 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Настоящая рабочая программа МАДОУ №2 г. Белебея разработана на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой и охватывает экологическое воспитание детей с 4 до 7 лет, т. е. 3 года обучения.
Публикация «Программа по экологии от 4 до 7 лет» размещена в разделах
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
Цель программы :
Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний посредством формирования основ экологического мировоззрения :
- человек - неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи программы :
образовательные:
- дать представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
-развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
-развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
-сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе
-сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
-научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
-готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
-построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
-активным участием родителей в воспитательном процессе; др.
Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.
Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.