Екатерина Чернова
Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития по теме :
«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста».
Содержание:
1. Актуальность ….…. 3 стр.
2. Цели, задачи…. 5 стр.
3. Этапы работы…. 6 стр.
4. План мероприятий по реализации программы…. 8 стр.
5. Ожидаемые результаты…. 15 стр.
6. Заключение….16 стр.
7. Список литературы…. …. … 19 стр.
Публикация «Программа саморазвития „Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Актуальность:Социальная значимость проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте, так как в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности! В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС ДОзаложены принципы развития творческой личности ребенка, основанные на индивидуальных потребностях. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Этой проблемой занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, З. Фрейд и другие, которые считали, что
необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей.
Цель: Содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально - ритмических движений и танцевально-игровой гимнастики. Создать необходимый положительный психологический настрой.
Задачи:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме -Повысить двигательную активность детей через танцевальную и музыкально-ритмическую деятельность - Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении
Этапы работы
Этапы Содержание Сроки
Диагностический
- постановка проблемы. Анализ собственного педагогического опыта по данной теме
- детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;
- определение целей и задач работы над темой В течение трех лет
Прогностический - разработка системы мер, направленных на решение проблем;
- прогнозирование результатов
-составление перспективного планированияпо данной теме. В течение трех лет
Практический - выступление из опыта работы на педсоветах, родительских собраниях,
- информирование педагогов и родителей дошкольников через консультации :
-посещение семинаров, методических объединений;
- проведение открытых показов, семинаров-практикумов для педагогов. В течение трех лет
Обобщающий - анализ работы
Обобщение опыта, оформление материала, проведение мониторинга. В течение трех лет
Внедренческий использование опыта работы педагогами в других ДОУ В течение трех лет
План мероприятий по реализации программы
2017 – 2018 учебный год
Средняя группа
Период прохождения
материала Содержание работы Итоговые
мероприятия
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
2. Познакомить детей с понятиями «осень», «осенние листочки», «осенний листопад».
-Расширять знания детей о понятиях «танец», «ориентировка в пространстве», «ровная спина», «носик смотрит прямо».
-Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра», «двигаться по краю ковра».
Осенний
праздник
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ -Познакомить детей с понятиями «зима», «зимние праздники».
-Расширять знание детей о понятиях «линии», «повороты, выпады вправо и влево».
-Учить движения хороводного шага, держась за руки и
соблюдая правильную форму круга.
-Развивать музыкально-ритмическую координацию движений, способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, используя предметы.
-Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки.
Праздник
Нового года
ФЕВРАЛЬ. МАРТ -Познакомить детей с понятиями «весна», «мамин праздник».
-Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца.
-Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки», «умывается», «ползает», «виляет хвостиком», «болтает ножками».
Праздник
8 марта
АПРЕЛЬ. МАЙ -Учить детей движением в работе с лентой : «поочередное поднятие рук», «круговые движения рук», «змейка», «водопад».
-Повторение и закрепление
пройденного за учебный год материала.
-Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях
-Учиться музыкально, выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей
Праздник, посвященный Дню Победы «Лето»
2018– 2019 учебный год
Старшая группа
Период прохождения
материала Содержание работы Итоговые
мероприятия
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
2. Продолжать развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки. Свободно ориентировать в пространстве
3. Познакомить детей с движениями танца русского хоровода.
Осенний
праздник
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1. Напомнить детям о понятиях «зима», «зимние праздники».
2. выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
3. Развивать музыкально-ритмическую координацию движений, способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, используя предметы.
4. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных
движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Праздник
Нового года
ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Продолжать знакомить детей с понятиями «весна», «мамин праздник».
2. Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца.
3. Продолжать учить детей импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и
т. д.) в разных игровых ситуациях.
4. учить придумывать движения
к пляскам, танцам.
Праздник «День защитника Отечества»
Праздник
8 марта
АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.
2. Повторение и закрепление
пройденного за учебный год материала.
3. Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях
4. Учиться музыкально, выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей
Праздник, посвященный Дню Победы «Лето»
2019- 2020
Подготовительная группа
Период прохождения
материала Содержание работы Итоговые
мероприятия
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
2. Продолжать развивать чувство ритма, умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Свободно ориентироваться в пространстве
3. Знакомить с особенностями русских плясок (одиночные, групповые, круговая пляска, перепляс)
Осенний
праздник
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1Знакомить с особенностями белорусских плясок. («Юрачка», «Бульба», «Полька-Янка»).
2. Познакомить детей с особенностями национальных культур. «Танцы народов мира». («Кадриль»)
3. Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.)
4. Знакомить с понятием «Цыганский танец». Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.
Праздник
Нового года
ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев : («Гавот», «Менуэт», «Мазурка»)
2. Знакомить с особенностями украинских плясок («Гопак», «Казачок»)
3. Развивать танцевально - игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен.
4. Закреплять умение придумывать движения, отражающие содержание песни.
Праздник «День защитника Отечества»
Праздник
8 марта
АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «Бальный танец» («Вальс»)
2. Повторение и закрепление
пройденного за учебный год материала.
3. Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях
4. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей
Праздник, посвященный Дню Победы «Выпуск в школу»
Ожидаемые результаты:
Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов:- Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного). - Укрепление здоровья: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку. - Совершенствование психомоторных способностей дошкольников : развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев. Улучшение ориентировки в пространстве- Развитие творческих способностей : развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. - Повышение интереса родителей в данной области
Заключение.
Музыка в области музыкально-ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка. Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность. Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические, темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка, причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное. Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса, то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей, до сложных образцов симфонической музыки. И здесь важно только то, что, выбирая музыку, каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии. Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель: выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой, умение выразить её содержание в движениях. Итак, в каждом виде музыкально-ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций. Музыкально-ритмическая деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.
Список литературы:
1.«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугина – М., 1989
2. Журнал «Музыкальный руководитель».
3. «Музыка – детям», Н. А. Метлов – М., 2005
4. «Музыка и движение» Бекина С. И М., 1984
5. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду». Е. П. Раевская С. Руднева – М., 1991