Светлана Маркеева
Программа саморазвития «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Программа саморазвития
на 2017-2020 учебный год
воспитателя высшей квалификационной категории
Федорцовой Светланы Александровны
Тема:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».
Арзамас, 2017 год
Публикация «Программа саморазвития „Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Актуальность темы:
В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.
Саморазвитие – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Выбор темы для саморазвития – ответственный момент.
Темы для саморазвития подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Для саморазвития я взяла тему : «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».
Один из основных принципов ФГОС ДО - учёт этнокультурной ситуации развития детей. В связи с этим целесообразно использовать в работе фольклор. Фольклор является универсальным средством в развитии и воспитании дошкольников. Он органично вплетается в педагогическую работу по различным образовательным областям. Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития ребёнка.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Целью программы саморазвития является повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.
В процессе саморазвития я планирую решить следующие задачи:
1. Изучить актуальность данной темы.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
3. Обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы игровыми и наглядными пособиями, дидактическими материалами, способствующими развитию речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
4. Разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями по вопросу развития речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
5. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
Реализация программы саморазвития осуществляется в три этапа:
I. Теоретический (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)
II. Практический (январь 2018 г. – март 2020 г.)
III. Итоговый (март 2020 г. – май 2020 г.)
Срок реализации программы : 3 года.
Таблица: «Формы и пути реализации программы»
Формы реализации программы Пути реализации Срок выполнения
1. Работа по саморазвитию 1. Выявление "пробелов" и "слабых мест" в работе.
2. Освоение современных способов работы с детьми по различным образовательным областям
3. Посещение библиотеки, интернет -ресурсов с целью выявления и отбора материала по данной теме.
4. Изучение периодических изданий.
5. Консультации со старшим воспитателем.
6. Подбор презентаций.
7. Подбор методических разработок для включения в перспективное комплексное планирование согласно тематическому содержанию. Сентябрь 2017г. –
декабрь 2017 г.
2. Работа с детьми 1. Проведение образовательной деятельности, построенной на игровых приемах.
2. Проведение мероприятий, направленных на развитие речи детей младшего возраста через устное народное творчество. Сентябрь 2017 г. –
май 2020 г.
3. Работа с родителями 1. Консультации для родителей.
2. Родительские собрания.
3. Оформление картотеки русских народных подвижных игр. Сентябрь 2017 г. –
май 2020 г.
4. Организационно-педагогическая работа 1. Оформление выставки советов для коллег и родителей с целью ознакомления.
2. Индивидуальная работа со старшим воспитателем. Сентябрь 2017 г. - май 2020 г.
5. Методическая работа 1. Посещение методических объединений.
2. Изучение методической литературы. Сентябрь 2017г. – май 2020 г.
6. Работа по преобразованию развивающей среды 1. Приобретение новых программ, книг.
2. Оформление дидактических игр в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
3. Создание и оформление картотеки малых жанров устного народного творчества. Сентябрь 2017 г. – май 2020 г.
Этапы работы.
Этап Срок Мероприятия
1. Теоретический Сентябрь 2017г. Декабрь 2017г. Повысить собственный уровень знаний путем:
прохождение курсов повышения квалификации;
изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по теме: «Развитие речи детей через устное народное творчество»
посещение ГМО;
самообразование.
1. Изучить требования ФГОС ДО.
2. Систематизировать работу по этой теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и т. д.).
3. Обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса: системно - деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный.
2. Практический Январь 2018 г. - март 2020 г. 1. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.
Проведение индивидуальных бесед, анкетирования, родительских собраний с родителями по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»;
проведение ОД с воспитанниками по плану;
анкетирование родителей с целью выявления грамотности родителей в вопросах использования устного народного творчества для развития речи младших дошкольников.
оформление тематических стендов;
Досуг «Вечер загадок».
Инсценирование русской народной сказки «Репка».
Развлечение «Широкая Масленица»
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе. Пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Выступление на педсовете по изученной теме.
Создание картотеки народных игр, хороводных игр, народных сказок, подбор музыкального репертуара, картотеки народных костюмов;
проведение фольклорных праздников;
участие в творческих конкурсах;
участие в конференциях;
литературные гостиные;
составление плана совместной работы с семьями воспитанников;
индивидуальная работа со старшим воспитателем;
приобретение новых программ, книг.
3. Итоговый Март - Май
2020 г. 1. Проведение оценки индивидуального развития воспитанников.
2. Подведение итогов за три года.
3. Отчет о проделанной работе на педагогическом совете (май 2020 год).
Список литературы.
1. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры : программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий, сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : "Детство - Пресс", 2001. - 400 с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.
4. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003
5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
6. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
8. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
9. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.