Получи документы

Программа саморазвития «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством»

Светлана Маркеева
Программа саморазвития «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35»

Программа саморазвития

на 2017-2020 учебный год

воспитателя высшей квалификационной категории

Федорцовой Светланы Александровны

Тема:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

Арзамас, 2017 год

Публикация «Программа саморазвития „Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством“» размещена в разделах

Актуальность темы:

В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Саморазвитие – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Выбор темы для саморазвития – ответственный момент.

Темы для саморазвития подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Для саморазвития я взяла тему : «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

Один из основных принципов ФГОС ДО - учёт этнокультурной ситуации развития детей. В связи с этим целесообразно использовать в работе фольклор. Фольклор является универсальным средством в развитии и воспитании дошкольников. Он органично вплетается в педагогическую работу по различным образовательным областям. Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития ребёнка.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Целью программы саморазвития является повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

В процессе саморазвития я планирую решить следующие задачи:

1. Изучить актуальность данной темы.

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

3. Обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы игровыми и наглядными пособиями, дидактическими материалами, способствующими развитию речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

4. Разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями по вопросу развития речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

5. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Реализация программы саморазвития осуществляется в три этапа:

I. Теоретический (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)

II. Практический (январь 2018 г. – март 2020 г.)

III. Итоговый (март 2020 г. – май 2020 г.)

Срок реализации программы : 3 года.

Таблица: «Формы и пути реализации программы»

Формы реализации программы Пути реализации Срок выполнения

1. Работа по саморазвитию 1. Выявление "пробелов" и "слабых мест" в работе.

2. Освоение современных способов работы с детьми по различным образовательным областям

3. Посещение библиотеки, интернет -ресурсов с целью выявления и отбора материала по данной теме.

4. Изучение периодических изданий.

5. Консультации со старшим воспитателем.

6. Подбор презентаций.

7. Подбор методических разработок для включения в перспективное комплексное планирование согласно тематическому содержанию. Сентябрь 2017г. –

декабрь 2017 г.

2. Работа с детьми 1. Проведение образовательной деятельности, построенной на игровых приемах.

2. Проведение мероприятий, направленных на развитие речи детей младшего возраста через устное народное творчество. Сентябрь 2017 г. –

май 2020 г.

3. Работа с родителями 1. Консультации для родителей.

2. Родительские собрания.

3. Оформление картотеки русских народных подвижных игр. Сентябрь 2017 г. –

май 2020 г.

4. Организационно-педагогическая работа 1. Оформление выставки советов для коллег и родителей с целью ознакомления.

2. Индивидуальная работа со старшим воспитателем. Сентябрь 2017 г. - май 2020 г.

5. Методическая работа 1. Посещение методических объединений.

2. Изучение методической литературы. Сентябрь 2017г. – май 2020 г.

6. Работа по преобразованию развивающей среды 1. Приобретение новых программ, книг.

2. Оформление дидактических игр в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

3. Создание и оформление картотеки малых жанров устного народного творчества. Сентябрь 2017 г. – май 2020 г.

Этапы работы.

Этап Срок Мероприятия

1. Теоретический Сентябрь 2017г. Декабрь 2017г. Повысить собственный уровень знаний путем:

прохождение курсов повышения квалификации;

изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по теме: «Развитие речи детей через устное народное творчество»

посещение ГМО;

самообразование.

1. Изучить требования ФГОС ДО.

2. Систематизировать работу по этой теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и т. д.).

3. Обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса: системно - деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный.

2. Практический Январь 2018 г. - март 2020 г. 1. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества.

Проведение индивидуальных бесед, анкетирования, родительских собраний с родителями по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»;

проведение ОД с воспитанниками по плану;

анкетирование родителей с целью выявления грамотности родителей в вопросах использования устного народного творчества для развития речи младших дошкольников.

оформление тематических стендов;

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе. Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Создание картотеки народных игр, хороводных игр, народных сказок, подбор музыкального репертуара, картотеки народных костюмов;

проведение фольклорных праздников;

участие в творческих конкурсах;

участие в конференциях;

литературные гостиные;

составление плана совместной работы с семьями воспитанников;

индивидуальная работа со старшим воспитателем;

приобретение новых программ, книг.

3. Итоговый Март - Май

2020 г. 1. Проведение оценки индивидуального развития воспитанников.

2. Подведение итогов за три года.

3. Отчет о проделанной работе на педагогическом совете (май 2020 год).

Список литературы.

1. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры : программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий, сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : "Детство - Пресс", 2001. - 400 с.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.

4. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003

5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.

6. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.

7. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.

8. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

9. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством. Воспитатель.

Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности. Программа саморазвития воспитателя Тема самообразования: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность». Цель: создание условий для успешного развития.

Мастер-класс с родителями по теме «Ознакомление детей с устным народным творчеством» Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками,.

Отчет по проектной деятельности «Красота родного слова» по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе Отчет по по проектной деятельности в 2017-2018 учебном году МДОУ "Детский сад № 120" Группы №5 Подготовили и реализовали: Воспитатели :Шуршалова.

Отчет по самообразованию «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром» Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром». (Слайд)К. Д Ушинский говорил: Усваивая родной.

Педагогический проект «Красота родного слова» (ознакомление детей с устным народным творчеством в средней группе) Паспорт проекта: МДОУ "Детский сад №120". Город Саратов Название проекта: "Красота родного слова"(ознакомление детей с устным народным творчеством).

Программа профессионального саморазвития «Формирование позитивных межличностных отношений у дошкольников посредством игры» Тема: «Формирование позитивных межличностных отношений у дошкольников средствами игровой деятельности». Актуальность Нашему обществу нужны.

Программа саморазвития «Развитие речевой активности детей посредством пальчиковых игр и упражнений» АктуальностьМногие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей в русскоязычной группе».

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством»
Опубликовано: 19 октября 2018 в 10:32
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа саморазвития «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркеева (УИ 352007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД