Елена Гладкова
Отчет по самообразованию «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию на тему :
«Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром».
(Слайд)К. Д Ушинский говорил: Усваивая родной язык,
ребенок усваивает… бесконечное
множество понятий, воззрений на
предметы, множество мыслей,
чувств, художественных образов…
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
(Слайд) Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
В процессе ознакомления с окружающим миром развивается мышление и речь, которые взаимосвязаны между собой. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Специальными исследованиями доказана зависимость активного развития речи малыша от развития мелких мышц пальцев руки.
(Слайд) В работе с детьми раннего возраста я уделяю большое внимание пальчиковой гимнастике. Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с малышами.
(Слайд) Наиболее эффективными приёмами развития моторики рук также являются:
-лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто); (кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, способствует улучшению речи);
-разрывание бумаги на мелкие кусочки;
-составление пирамидок.
(Слайд) Благодаря упражнениям в зоне сенсомоторного развития, дети получают разнообразные сенсомоторные навыки, (Слайд) развивается внимательность, способность сосредоточиться, улучшается состояние лексики, грамматики, связной речи, (Слайд) а упражнения с водой и песком повышают ещё и познавательную активность детей.
Благоприятные условия для развития языка создает игра. Игра развивает язык, а язык организует игру.
(Слайд) Большое внимание в ознакомлении детей раннего возраста с окружающим миром уделяется дидактическим играм, которые направлены на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета.
(Слайд) Главным фактором, влияющим на развитие речи детей является комментирующая речь, которой ребенок сопровождает свои действия с предметами и картинками.
(Слайд) Игры имитации являются первой ступенькой театрализованной сюжетной игры. Эти формы игр способствуют полноценному и развивающему общению ребенка.
(Слайд) Ролевая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
(Слайд) Музыкальные игры и песни важны в процессе овладения ребенка речью. Предоставляйте ребёнку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе.
(Слайд) Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребёнка, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности.
В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, работа строилась по принципу «Что вижу, то и познаю». Работа с детьми включала в себя:
- изучение картинок с изображением животных, птиц, растений;
-организация опытно-исследовательской деятельности;
- дидактические игры для знакомства со свойствами предметов;
-обыгрывание различных ситуаций, таких как: - «Вымоем руки кукле Тани»;
«Угостим куклу чаем», «Купание куклы Кати», «Устроим кукле комнату» и др.
Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.
(Слайд) Таким образом, развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.