Юлия Ивлева
Программа саморазвития «Развитие речевой активности детей посредством пальчиковых игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится связной и эмоциональной.
Публикация «Программа саморазвития „Развитие речевой активности детей посредством пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В процессе своей работы я заметила, что в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала данную тему по самообразованию, так как эта она очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр в становлении и развитии речи детей раннего возраста;
• интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
• совершенствовать мелкую моторику детей посредством пальчиковых игр;
• систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
• сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников, повысить уровень психолого-педагогической компетентности;
• обобщить и распространить собственный педагогический опыт;
• провести анализ реализации плана самообразования.
Ожидаемые результаты.
Для педагога:
• повысится уровень профессиональной компетентности по проблеме;
• систематизирована работа по совершенствованию пальчиковой моторики;
• сформирована система активного взаимодействия с родителями воспитанников, повысится уровень их психолого-педагогической компетентности;
• подготовлено выступление по итогам работы и обмену опытом;
• проведен анализ реализации плана самообразования.
Для воспитанников:
• сформирована мелкая моторика детей посредством пальчиковых игр;
• достигнута обстановка психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка;
Для родителей:
• повысится уровень психолого-педагогической компетентности родителей;
• сложится система активного взаимодействия с родителями.
План работы для достижения поставленных задач
1 этап – подготовительный (сентябрь 2018 – май 2019 года)
Изучение методической литературы: сентябрь 2018 – май 2019
1. Анищенко Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи»
2. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь»
3. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры»
4. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»
5. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»
Подбор дидактического материала: в течение года
1. Д/и «Наряди матрешку»
2. Д/и «Изобрази животное»
Составление конспектов НОД для воспитанников по теме самообразования педагога: в течение года
1. Разработка конспекта по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике.
2. Разработка ОД развитию речи «Наши пальчики»
3. Разработка ОД «В гостях у зайки»
4. Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»
Подбор консультаций для родителей: сентябрь 2018,
декабрь 2018
1. Информация для родителей ДОУ: «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет»
2. Информация для родителей ДОУ «Рисуем пальчиками»
2 этап – реализационный (2015-2018 уч. г.)
Проведение педагогического мониторинга - сентябрь 2018г.
Проведение НОД наблюдений, развлечений, экскурсий с воспитанниками:
ООД развитию речи «Наши пальчики» - март 2018г.
ООД «В гостях у зайки» - май 2018г.
ООД по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей» - ноябрь 2019г.
Развлечение «Лесные приключения» - апрель 2020г.
ООД по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике «Что умеют наши пальчики?» - февраль 2020г.
Создание РППС в группе
Пополнение дидактическим материалом и оборудованием:
Изготовление кукол для пальчикового театра: вязаный "Теремок", "Колобок", "Репка" - 2018-2019уч. г.
Пополнение бросовым материалом для игры «Закручивание крышек», «Побери крышечку» - в течение года.
Изготовление (пополнение) игр для развития мелкой моторики рук: фасолевые ванночки, игры с крупами, шнуровки, пазлы, игры с бусинками и пуговицами, игры с прищепками и др. - 2019-2020уч. г.
Пополнение уголка ряженья новыми костюмами для театрализованных игр - 2018-2020уч. г.
Изготовление развивающей доски бизиборд с различными текстурами и предметами - 2019-2020 у. г.
Обновить и пополнить картотеки: - сентябрь 2018г., сентябрь 2019г.
Создание картотеки пальчиковых игр
Разработка комплекса пальчиковой гимнастики
Пополнить альбомы (или сделать новые) - январь 2018г., сентябрь 2019г.
Альбом «Театр теней»
Альбом «Пальчиковый алфавит»
Взаимодействие с родителями
Проведение родительского собрания по теме:
Родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», презентация - октябрь 2018г.
Родительское собрание: "Как правильно выбирать игру" - ноябрь 2019г.
Проведение консультаций:
Папка-передвижка «Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом» - сентябрь 2019г.
Круглый стол «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» - май 2020г.
Привлечение к обновлению РППС.
Оказание помощи в изготовлении дидактического материала, создании картотек, пальчикового кукольного театра - 2018-2020 у. г.
Совместные праздники и развлечения - 2019-2020 у. г.
Мастер – класс для родителей и детей «Волшебные рисунки»
Проведение совместных праздничных мероприятий.
Презентация педагогического опыта
Внутри ДОУ:
1. Из опыта работы «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»
2. Презентация «Д/и своими руками на развитие мелкой моторики»
3 этап – итоговый (май 2018 года)
Проведение педагогического мониторинга - май 2018г.
Отчет на педагогическом совете № 4 по теме самообразования: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений» - май 2020г.
Отчет на родительском собрании о проделанной работе - май – июнь 2020г.