Лена Васильевна Уваровская
Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей в русскоязычной группе»
Введение. Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям, падает интерес к чтению.
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления детей с произведениями якутских писателей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Саха. Якутия
- Старшая группа
- Темочки
А в современном обществе, в эпоху ХХI века, предъявляются более высокие требования к человеку в том числе и ребенку, к его знаниям, способностям.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Развивая идеи создания своей воспитательной системы, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством развития связной речи является ознакомление с произведениями.
Ознакомление с произведениями якутских писателей приносит огромное удовольствие детям и воспитывает в них нравственные качества, обогащает речь и представления об окружающем мире родного края, учит видеть в нем закономерности.
Актуальность обусловила тем, что развитие речи тесно связано с развитием интеллекта. Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи, формирования всех познавательных процессов.
Требования государства к уровню интеллектуальных познавательных особенностей очень высоки, что связано с развитием техники, технологии производства, производственных и общественных отношений.
Цель, которую мы поставили перед собой, развивать связную речь детей по средствам ознакомления с произведениями якутских писателей.
В группе создали предметно-развивающую среду для решения задач, посредством ознакомления с произведениями якутских писателей. «Книжный уголок», СРи «Библиотека», «Театр сказок», «Теневой театр» «Мастерская книг», настольные игры «По тропинке старушки Бэйбэрэкээн», Разработали план работы ознакомления детей с произведениями якутских писателей.
Произведения якутских писателей воспитывает у детей нравственные качества, развивает связную речь, обогащает словарный запас, воспитывает интерес к чтению.
Считаю, что целенаправленное, планомерное, систематическое ознакомление с произведениями якутских писателей, развивает связную речь, приобщает детей к поэтическому языку, вызывает интерес к якутскому языку, интеллект, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
В программе ознакомления детей с художественной литературой нет произведений якутских писателей. А для внедрения регионального компонента просто необходимо использовать произведения местных писателей. Внесла для ознакомления детей таких писателей как Н. Якутский, С. Данилов, П. Тобуруокап, Баал Хабырыыс, С. Омоллоон, С. Руфов, Амма Аччыгыйа, К. Туйаарыскай. В работе основываюсь авторскому коллективу Ефимова Д. Г. Аржакова В. К., Ушакова Т. И. Произведения данных писателей отличаются простотой стиля, народным юмором, поэтической выразительностью и жизнерадостностью.
Данная работа имеет практическую значимость для воспитателей ДОУ по ознакомлении с писателями и произведениями якутских писателей. Уровень развития связной речи детей определили по этапам.
ВЫВОД: - Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития связной речи.
- наиболее эффективным средством развития связной речи является ознакомление с произведениями якутских писателей.
- ознакомление с произведениями якутских писателей приносит огромное удовольствие детям и воспитывает в них нравственные качества.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. Поэтому следует заботиться о развитии связной речи воспитанника с учётом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Заключение: Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнка в особенностях его речи находят выражения разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Особенность этой работы заключается в том, что произведения якутских писателей очень близки и легко запоминаются детям, развивают умение связно, последовательно и выразительно пересказывать прочитанное. Учат понимать красоту природы, быт профессии народа, знакомят с животными и птицами, которые обитают в наших краях. Воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща, стремление радовать близких поступками. Формируют доброжелательное и уважительное отношении е к сверстникам. В итоге, ознакомление детей с произведениями якутских писателей показало результаты, дети связно аргументируют свою речь, употребляют сложные предложения, при пересказе пользуются прямой и косвенной речью. Самостоятельно стали составлять рассказ о событиях из личного опыта, пересказывать небольшие литературные произведения.
В итоге, ознакомление детей с произведениями якутских писателей показало результаты, дети связно аргументируют свою речь, употребляют сложные предложения, при пересказе пользуются прямой и косвенной речью. Самостоятельно стали составлять рассказ о событиях из личного опыта, пересказывать небольшие литературные произведения.
Использованная литература:
1. Аржакова В. К. Ефимова Д. Г. «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых родного края»,
2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.» - М. 2010
3. Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии
4. Кирова Г. А «Весёлая радуга детства», хрестоматия «Кэскил»
5. «Кэскил» журнал, «Чомчуук саас чобуо чуорааннара» журнал
6. Саввина М. Н. «Ознакомление дошкольников с Якутией»
7. Программа «Тосхол»
8. Петрова Л. Т. «Буукубалар кэпсииллэр»
9. Платонова Т. В. Хохолова Е. Е. «Люби и знай родной край»