Лучший педагог года

«Путешествие по русским народным сказкам». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Раиля Муратова
«Путешествие по русским народным сказкам». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам».

Образовательная область: речевое развитие.

Тип занятия: Комбинированное.

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок. Закрепить умение ориентироваться в пространстве (на право). Продолжать формировать умение обводить предметы по контуру.

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать навыки счета, мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность, мелкую моторку.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

Интерактивная доска, сундук, клубок ниток, шкатулка, дерево, папка – имитация обложки книги, конверты с заданиями, разрезные картинки с изображением иллюстраций сказок для игры «Собери картинку», скатерть раскраска, фломастеры, бумажные салфетки, пластиковые тарелочки с водой.

Методы и приемы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение, рисование.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

Предполагаемый результат:

- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнают героев сказок.

- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.

- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Продолжительность занятия: 25 мин

Методические приемы:

1. Организационный момент:

Дети под музыку заходят в зал, становятся в круг.

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети, какой сегодня замечательный день.

Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

2. Основная часть:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

- А, что же такое сказка? (Сказка, это волшебная история).

Воспитатель: Верно, сказка это - волшебная история со счастливым концом. В сказке всегда добро побеждает зло. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве…)

Воспитатель:

- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).

- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).

- Поступает входящий видеозвонок от Бабы Яги. –Ребята Баба Яга звонит по видеозвонку, ответим на звонок? (Ответы детей)

Баба Яга: «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» хи-хи-хи…

Воспитатель: - Ой, отключила.

Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этой чудесной шкатулке. (Открываю шкатулку, нахожу там размотанный клубок)

-Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Словесная игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Воспитатель:

- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он вернул волшебную силу? (ответы детей).

- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).

- Здесь для нас задание. Давайте присядем на ковер, а я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал. (Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

(Поступает видеозвонок от Бабы Яги)

Баба Яга: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, вступайте прямо три шага и повернитесь на право. Загляните в конверт, видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»

Дидактическая игра: «Собери картину» (Дети делятся в две команды, собирают разрезные картины по сказкам: «Колобок», «Курочка-Ряба», называют сказку, героев).

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может, где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, на поляне садятся).

Воспитатель: Ребята, с каждым разом задания усложняются, посмотрите на дерево, сколько заданий нам предстоит выполнить? (Три). Возьмем один конверт, на конверте написано «Найдите ошибки в названиях сказок». Только не могу понять, какие еще ошибки? (Открываю конверт, достаю задание).

Словестная игра «Найдите ошибки в названиях сказок».

Внимательно слушайте, ребята, и исправьте ошибки.

«Муха – поскакуха». – «Муха – цокотуха»

«Царевна - индюшка». - «Царевна- лягушка»

«Настя и медведь». – «Маша и медведь»

«Серая Шапочка» - «Красная шапочка»

«Петушок – золотой пастушок» - «Петушок-золотой гребешок»

«Гусь в сапогах» - «Кот в сапогах»

«Заюшкина подушка» - «Заюшкина избушка»

«Волк и семеро утят» - «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

- Скажите ребята, в какой сказке звери вместе строили дом? (в сказке «Теремок»).

Давайте сами построим свой теремок с помощью физкультминутки.

Физкультминутка «Теремок»

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый.

Воспитатель: Мы сделали хорошую разминку. Надо выполнить следующие задания.

Ребята, присаживайтесь на поляну выполним следующее задание. (Подхожу и беру второй конверт с дерева).

Словесная игра: «Расскажи отрывок сказки»

- Скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Колобок»

1. Какую песенку пел Колобок?

Я колобок, колобок

Румяный бок, румяный бок

По амбарам я метен

По сусекам я скребен

На сметане мешен

На окошке стужен

Я от бабушки ушел

Я от дедушки ушел

Я от зайца ушел

Я от волка ушел

От медведя ушел

И от тебя лиса, я и подавно уйду)

2. Что пела коза козлятам?

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку.

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробке?

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

4. Что говорила Курочка ряба деду и бабе?

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

5. Что спрашивали звери в сказке Теремок, прежде чем войти туда?

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Воспитатель: молодцы, давайте посмотрим в третий конверт с заданиями

- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Игра «Отгадай загадку»

1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок? (Лягушка-квакушка)

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали! Клубок зовет нас вперед!

- Ребята, мы же с вами находимся в волшебной стране Сказок. Мы с вами тоже сможем стать волшебниками, раз мы в волшебной стране. Подойдите к столам. Там лежат салфетки. Нужно по точкам на салфетках нарисовать контур рисунка.

Сначала давайте перечислим сказки, которые мы знаем и наши ручки разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)

Самостоятельная работа детей. Дети приступают к рисованию.

Воспитатель: Теперь можете приступать к заданию.

(На столах сложенные вдвое бумажные салфетки, с нарисованными на нижнем слое картинками. На верхнем слое нарисованы точками контуры картинок. Дети рисуют по точкам. Воспитатель следит за соблюдением выполнения рисования, правильности обведения по контуру. Оказывает помощь детям.)

Воспитатель: А теперь опустите салфетки в тарелочки с водой, и посмотрите, что произойдет.

(Дети опускают салфетки в воду. Цветные картинки проявляются.)

Воспитатель: Ребята, видите какие волшебные рисунки у вас получились?

Значит вы тоже стали волшебниками. Вам понравилось? Молодцы!

Видеозвонок от Бабы Яги:

- Молодцы ребятишки, со всеми заданиями справились, я вам помогу превратить вашу книгу в настоящую книгу сказок. Вам поможет волшебный сундучок. Подойдите к сундуку и скажите волшебные слова:

«Снур-ре, снур-ре, снур-ре випс! Книжка появись!».

Чтобы чудо произошло, вам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

1. Удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

2. Молодцы, а теперь лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

3. Замечательно, теперь весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Баба Яга: Отлично, молодцы! Раиля Мавлютовна открывай сундук!

3. Рефлексия

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! А еще вам Баба Яга прислала подарок скатерть-раскраску за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их, во время самостоятельной деятельности.

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в группу, давайте скажем: - Нам клубочек помоги, в группу нас перенеси. А наш клубок мы положим в шкатулку, вдруг она нам еще пригодится.

Воспитатель:

- Ребята, что было самым интересным на протяжении путешествия?

- А какое испытание было самым лёгким? Самым сложным?

- А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?

- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Публикации по теме:

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Путешествие по русским народным сказкам» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Путешествие по русским народным сказкам» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Зимние каникулы – это волшебное время Нового года, Рождества, морозных январских дней, когда можно.

Фотоотчет о мероприятии в форме квест-игры «Путешествие по русским народным сказкам»Фотоотчет о мероприятии в форме квест-игры «Путешествие по русским народным сказкам» 28 и 30 января в нашем детском саду для воспитанников старших и подготовительных групп были организованы нетрадиционные мероприятия – квесты.

Викторина «Путешествием по русским народным сказкам» в средней группеВикторина «Путешествием по русским народным сказкам» в средней группе Цель: расширить знания детей о русских народных сказках. Задачи: • Закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; •.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие по русским народным сказкам». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 3 марта 2025 в 16:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по русским народным сказкам». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Раиля Муратова (УИ 602629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД