Раиля Муратова
«Путешествие по русским народным сказкам». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам».
Образовательная область: речевое развитие.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок. Закрепить умение ориентироваться в пространстве (на право). Продолжать формировать умение обводить предметы по контуру.
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать навыки счета, мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность, мелкую моторку.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Интерактивная доска, сундук, клубок ниток, шкатулка, дерево, папка – имитация обложки книги, конверты с заданиями, разрезные картинки с изображением иллюстраций сказок для игры «Собери картинку», скатерть раскраска, фломастеры, бумажные салфетки, пластиковые тарелочки с водой.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение, рисование.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнают героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 25 мин
Методические приемы:
1. Организационный момент:
Дети под музыку заходят в зал, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети, какой сегодня замечательный день.
Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
2. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- А, что же такое сказка? (Сказка, это волшебная история).
Воспитатель: Верно, сказка это - волшебная история со счастливым концом. В сказке всегда добро побеждает зло. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве…)
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- Поступает входящий видеозвонок от Бабы Яги. –Ребята Баба Яга звонит по видеозвонку, ответим на звонок? (Ответы детей)
Баба Яга: «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» хи-хи-хи…
Воспитатель: - Ой, отключила.
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этой чудесной шкатулке. (Открываю шкатулку, нахожу там размотанный клубок)
-Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Словесная игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он вернул волшебную силу? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
- Здесь для нас задание. Давайте присядем на ковер, а я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал. (Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
(Поступает видеозвонок от Бабы Яги)
Баба Яга: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, вступайте прямо три шага и повернитесь на право. Загляните в конверт, видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»
Дидактическая игра: «Собери картину» (Дети делятся в две команды, собирают разрезные картины по сказкам: «Колобок», «Курочка-Ряба», называют сказку, героев).
Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может, где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, на поляне садятся).
Воспитатель: Ребята, с каждым разом задания усложняются, посмотрите на дерево, сколько заданий нам предстоит выполнить? (Три). Возьмем один конверт, на конверте написано «Найдите ошибки в названиях сказок». Только не могу понять, какие еще ошибки? (Открываю конверт, достаю задание).
Словестная игра «Найдите ошибки в названиях сказок».
Внимательно слушайте, ребята, и исправьте ошибки.
«Муха – поскакуха». – «Муха – цокотуха»
«Царевна - индюшка». - «Царевна- лягушка»
«Настя и медведь». – «Маша и медведь»
«Серая Шапочка» - «Красная шапочка»
«Петушок – золотой пастушок» - «Петушок-золотой гребешок»
«Гусь в сапогах» - «Кот в сапогах»
«Заюшкина подушка» - «Заюшкина избушка»
«Волк и семеро утят» - «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
- Скажите ребята, в какой сказке звери вместе строили дом? (в сказке «Теремок»).
Давайте сами построим свой теремок с помощью физкультминутки.
Физкультминутка «Теремок»
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.
Воспитатель: Мы сделали хорошую разминку. Надо выполнить следующие задания.
Ребята, присаживайтесь на поляну выполним следующее задание. (Подхожу и беру второй конверт с дерева).
Словесная игра: «Расскажи отрывок сказки»
- Скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Колобок»
1. Какую песенку пел Колобок?
Я колобок, колобок
Румяный бок, румяный бок
По амбарам я метен
По сусекам я скребен
На сметане мешен
На окошке стужен
Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел
Я от зайца ушел
Я от волка ушел
От медведя ушел
И от тебя лиса, я и подавно уйду)
2. Что пела коза козлятам?
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку.
3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробке?
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
4. Что говорила Курочка ряба деду и бабе?
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
5. Что спрашивали звери в сказке Теремок, прежде чем войти туда?
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Воспитатель: молодцы, давайте посмотрим в третий конверт с заданиями
- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
Игра «Отгадай загадку»
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок? (Лягушка-квакушка)
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали! Клубок зовет нас вперед!
- Ребята, мы же с вами находимся в волшебной стране Сказок. Мы с вами тоже сможем стать волшебниками, раз мы в волшебной стране. Подойдите к столам. Там лежат салфетки. Нужно по точкам на салфетках нарисовать контур рисунка.
Сначала давайте перечислим сказки, которые мы знаем и наши ручки разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)
Самостоятельная работа детей. Дети приступают к рисованию.
Воспитатель: Теперь можете приступать к заданию.
(На столах сложенные вдвое бумажные салфетки, с нарисованными на нижнем слое картинками. На верхнем слое нарисованы точками контуры картинок. Дети рисуют по точкам. Воспитатель следит за соблюдением выполнения рисования, правильности обведения по контуру. Оказывает помощь детям.)
Воспитатель: А теперь опустите салфетки в тарелочки с водой, и посмотрите, что произойдет.
(Дети опускают салфетки в воду. Цветные картинки проявляются.)
Воспитатель: Ребята, видите какие волшебные рисунки у вас получились?
Значит вы тоже стали волшебниками. Вам понравилось? Молодцы!
Видеозвонок от Бабы Яги:
- Молодцы ребятишки, со всеми заданиями справились, я вам помогу превратить вашу книгу в настоящую книгу сказок. Вам поможет волшебный сундучок. Подойдите к сундуку и скажите волшебные слова:
«Снур-ре, снур-ре, снур-ре випс! Книжка появись!».
Чтобы чудо произошло, вам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
1. Удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
2. Молодцы, а теперь лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
3. Замечательно, теперь весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Баба Яга: Отлично, молодцы! Раиля Мавлютовна открывай сундук!
3. Рефлексия
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! А еще вам Баба Яга прислала подарок скатерть-раскраску за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их, во время самостоятельной деятельности.
Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в группу, давайте скажем: - Нам клубочек помоги, в группу нас перенеси. А наш клубок мы положим в шкатулку, вдруг она нам еще пригодится.
Воспитатель:
- Ребята, что было самым интересным на протяжении путешествия?
- А какое испытание было самым лёгким? Самым сложным?
- А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.