Наташа Шуклина
Мастер-класс с родителями по теме «Ознакомление детей с устным народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества : пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей.
Публикация «Мастер-класс с родителями по теме „Ознакомление детей с устным народным творчеством“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Наглядные материалы: дерево «Устное народное творчество», пословицы, поговорки, частушки, считалки, потешки, магнитная доска, ручки, 2 платка, 2 куклы.
Ход:
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную, без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. В своей работе я активно использую произведения устного народного творчества. Они помогают решать воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию детей. Пусть это дерево символизирует русский язык. А без фольклора оно голо как дерево без листочков.
Так что же относится к устному народному творчеству?
1. Ппотешки – коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове. Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например: «Водичка, водичка», «Еду, еду, к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и т. д.
2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поспешишь — людей насмешишь.
3. Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
4. Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
5. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Кошка с мышкою играла,
Мышка бегала, вздыхала,
Надо кошке угодить,
Кто устал – тому водить.
7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.
Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.
Воспитатель: – Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».
Давайте мы с вами разделимся на две команды. (деление на 2 команды, название команды)
Воспитатель: – Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 1 баллу, если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.
– А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри. (Представление жюри)
1. Конкурс пословиц. У меня к вам есть вопрос. Кто пословиц знает воз?
Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды (поочерёдно каждой команде)
1. Волков бояться – в лес не ходить.
2. Делу время – потехе час.
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. Не хвались началом – хвались концом.
5. Человек без друзей – что дерево без корней.
6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
8. Поспешишь -людей насмешишь. (подведение итогов)
2 конкурс. Допишите имена сказочных героев. (Раздаю листочки)
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей … .(Горыныч (Подведение итогов)
3 конкурс «Сказочный»
Задание: Я буду поочередно задавать командам вопросы.
– Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
– Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
– Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
– От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
– Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
– Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
– В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
– Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
– Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
4. Угадай сказку. Без слов, с помощью мимики и жестов показать сказку так, чтобы другая команда догадалась. (Колобок, Репка)
5. Конкурс скороговорок. Прочитать быстро скороговорку.
6. Считалок. Назовите как можно больше считалок.
7. Конкурс «Объяснялки». Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах :
• портки (штаны, косоворотка (рубаха с косым воротом, рать (войско, чело (лоб,
• изгородь (ограда, перст (палец, око (глаз, уста (рот, губы).
Родители объясняют значение слов (поведение итогов)
8. Конкурс «Колыбельная песня».Спеть колыбельную песню.
9. А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.
Говорят – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
Родители исполняют частушки. Подведение итогов. Награждение
Ведущий: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!