Мария Николаева
Программа речевого развития во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
В наше время особенно актуальной встала проблема развития мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.
Публикация «Программа речевого развития во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной, и нервной системы организма.
Работа с детьми раннего возраста (до 3 лет) требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.
Актуальность данной работы заключается в следующем: Всем известно о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Цель:
развивать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего возраста в процессе занятий.
Задачи:
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
- тренировать тонкие движения пальцев рук;
- развивать память и связную речь;
- способствовать развитию творческих способностей;
- формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
- обогащать словарный запас;
- развивать навыки ручной умелости.
Методы:
- разучивание стихов, потешек;
- проговаривание текста с выполнением движений;
- использование различных атрибутов во время занятий;
- применение полученных навыков на занятиях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.
Основная часть
В раннем возрасте важным фактором является, развитие мелкой моторики пальцев рук. В совокупности от импульсов, идущих от пальчиков ног и рук ребёнка развивается память, развивается ряд необходимых навыков самообслуживания и самостоятельного мышления.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук способствуют: улучшению внимания, усидчивости, а так же зрительного и слухового восприятия у каждого ребёнка.
Учёные доказали, что формирование устной речи ребёнка, начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Далее доказано, что мысль и глаза ребёнка двигаются с той же скоростью что и руки. А это означает то, что тренировки на развитие движений пальчиков является мощным средством повышения работоспособности человеческого мозга, а так же запоминания и внимания.
Сопровождающие стихотворения в занятиях для развития пальчиков рук формируют чувство ритма, что и является очень важным фактором в дальнейшем при обучении письменной грамоте. Кроме того, стихотворения являются вспомогательным средством для постановки голоса, а так же учат слышать рифму, формируют эмоциональное развитие, при этом у ребёнка улучшается координация движений не только пальцев рук, но и тела в целом.
Простые движения рук помогают снять умственную усталость. Если ребёнок, увлечённый движением или занятием для развития мелкой моторики пальцев рук, будет проговаривать свои действия, то при этом улучшается произношение и связь слов.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать целый ряд моментов:
• развитие подражания - ребенок познает мир с помощью взрослого человека путём подражания. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным;
• игра и обучение - обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка, а этого можно достичь в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже, а сейчас если малышу неинтересно - он просто отвернется и уйдет;
• соответствие детскому опыту - материал для игр и занятий необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание было знакомо и понятно малышу;
• повторение - чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых игр. Таким образом, чтобы знания, умения и навыки укрепились, необходимо повторение пройденного на занятиях материала;
• длительность занятия - необходимо учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Каждое занятие длится 8-10 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: если дети устали - можно ограничится только занятием, если же дети активны и настроены продолжать игру - можно ее расширить, провести подвижную игру, подходящую по содержанию;
• структура занятия - чтобы информация лучше усваивалась, необходима четкая структура занятия: каждое занятие имеет начало, продолжение и конец. При этом начало и конец очень непродолжительны по времени и включают вступительные и заключительные реплики педагога. При такой форме подачи информация лучше усваивается и откладывается в сознании;
• смена видов деятельности - это позволяет дольше удерживать внимание детей, увеличивать эффективность занятия;
• положительная оценка деятельности - необходимо отмечать любые, даже самые скромные достижения и успехи, а в случае неудачи - нельзя акцентировать на этом внимание.
Перспективный план работы
Тема
сентябрь
1 Зарядка для ладошек
2 Серенький зайка
3 Морковка для зайки
4 Зайка сидит
октябрь
1 Тучка
2 Мишка косолапый
3 Мои друзья
4 Кто там?
5 Озвучь картинку
ноябрь
1 Моторчики
2 Поезд
3 Снег идет
4 Погружение (+Кто там)
декабрь
1 Пальчики играют
2 Веселый концерт
3 Зайка наряжает ёлку
4 Снежная битва (бумажная битва)
январь
1 Баю-баюшки-баю
2 Покормите птиц зимой (Птичка)
3 Лошадка
4 На ферме
февраль
1 Зайка поливает цветы (помогаем маме)
2 Мама готовит (+папка "Суп-компот")
3 Мама стирает (прищепки)
4 Мама гладит
март
1 Сестра собирает бусы (шнуровка)
2 Матрешки-подружки
3 Ватрушки (Ладушки)
4 Божья коровка (прищепки)
апрель
1 Еж (прищепки)
2 Разноцветные домики
3 Про курочку
4 Петушок
май
1 Куры
2 Разноцветные крокодильчики
3 Звуки вокруг нас
4 Расти, пена!