Екатерина Опарышева
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика, как средство развития творческих навыков
«Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.
Публикация «Программа профессионально-личностного саморазвития педагога „Тестопластика, как средство развития творческих навыков“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Цель: Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволит раскрытию актуальных форм и методов в применении тестопластики в работе с детьми, педагогами и родителями, для овладения полного объёма определённых знаний художественно-эстетического развития и воспитания детей, овладения практическими навыками и умениями.
Задачи:
1. Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
2. Проанализировать родительский спрос по данной проблеме, при помощи анкетирования, и удовлетворить его;
3. Создать (обогатить) РППС по данному направлению;
4. Овладеть новыми инновационными технологиями;
5. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;
6. Сформировать креативное мышление и получить продукт собственного интеллектуального труда (разработать занятия, проекты работы с детьми, программу дополнительного образования, дидактические игры, наглядно-просветительские материалы, методические пособия);
7. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;
8. Повысить качество образования:
9. Обобщение и внедрение собственного опыта в работу с дошкольниками, педагогами и родителями, через организацию проектной деятельности, реализацию программы дополнительного образования, выступление на педагогическом совете, РМО, публикации в СМИ и сети интернет.
Основные направления реализации программы :
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат :
Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведё т к:
1. Повышению интереса к работе;
2. Росту компетентности;
3. Росту уровня профессиональных навыков и умений;
4. Повышению уровня саморегуляции, самоорганизации;
5. Повышение компетентности в вопросах развития творчества у дошкольников посредством тестопластики.
6. Развитие потребности у детей к творческой деятельности, стремления к творческой реализации;
7. Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.
8. Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ и округа.
План индивидуальной работы по самообразованию :
1. Изучение нормативных документов.
2. Изучение учебной, справочной и научно-методической литературе;
3. Повышение квалификации;
4. Изучение запросов родителей;
5. Создание образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
6. Овладение новой информационной технологией «Лепбук», «SMART Notebook»;
7. Оформление собственных методических наработок в форме информационно-педагогических модулей;
8. Практическое применение передовых педагогических технологий и собственных разработок по данному направлению;
9. Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития.
Модель «Моего - я» :
-Достигнуть успеха в том, что мне нравится.
-Внести конструктивный вклад в общее дело.
-Строить свои отношения на доверии.
-Развивать творческие способности.
-Культивировать смелость.
-Заботиться о здоровье.
-Не терять веру в себя.
-Мыслить позитивно.
-Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Реализация программы :
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2017-2020 учебный год, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Срок Мероприятия программы Формы представления результатов
1 этап – информационно-аналитический.
Цель: изучение проблемы, определение формы представления результатов
Сентябрь 2017 г.
Октябрь 2017 г. Изучение изменений и дополнений нормативной базы Список нормативно-правовых документов, необходимых для работы педагога ДОУ.
Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы Картотека, с аннотациями по изученной литературе
Сентябрь 2017 г. – ноябрь 2017 г.
Разработка перспективного плана по реализации программы саморазвития.
Разработка рабочей программы образовательной деятельности воспитанников 5 - 6 лет
общеразвивающей направленности
Разработка программы социального партнёрства с семьями воспитанников группы
Разработка программы дополнительного образования «Мукосолька»
Составление плана по обогащению РППС по данной теме План работы. (Программа профессионально-личностного саморазвития)
Рабочая программа образовательной деятельности
Программа социального партнёрства с семьями воспитанников.
Программа дополнительного образования «Мукосолька»
План развития РППС
Декабрь 2017 г. – Февраль 2020г.
Март – Апрель 2020 г.
Разработка конспектов занятий по тестопластике.
Разработка проектов
-«Сказочное тесто»
-«Азбука лепки»
-«Мир соленого теста в творчестве детей». Картотека конспектов
Проекты.
Ноябрь
2017 Разработка анкет по выявлению отношения родителей к работе с соленым тестом. Анкетирование родителей
Декабрь
2017 Подбор и разработка материалов педагогической диагностики по данной теме Мониторинг
Систематически
Разработка картотеки с разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками лепки, их применением. Картотека техник лепки.
Сентябрь – ноябрь 2017г Разработка и оформление материалов по работе с родителями и педагогами Консультации, Памятки, Буклеты, Сообщения, Сценарии
Систематически Разработка дидактических игр на воображение, творчество воспитанников, эстетическое восприятие, художественно - образное мышление. Картотека игр
Систематически
Ноябрь 2017-
Март 2020г.
Разработка плана по организации и обогащению РППС
Оформить:
Центр изобразительного творчества
создание папок передвижек
подбор дидактических игр и упражнений по цветовосприятию, композиции;
наглядные материалы
Оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных
разными способами. План развития «Центра изобразительного творчества»
Сентябрь 2018г Создание мини-сайта воспитателя. Мини-сайт
Март 2018г.
Изготовление «лэпбука» по художественно-эстетическому развитию Лепбук «В гости к народным мастерам»
2 этап – практическая деятельность
Цель: внедрение в работу разработанного материала
Систематически
Поддержание регулярно обновляемого мини-сайта воспитателя.
Пополнение электронного портфолио воспитателя. Фотоотчет
Систематически Реализация рабочей программы образовательной деятельности воспитанников 5-6 лет
общеразвивающей направленности
Реализация программы социального партнёрства с семьями воспитанников группы
Реализация программы дополнительного образования «Мукосолька»
Реализация плана по обогащению развивающей предметно – пространственной среды Мониторинг
Консультации; буклеты; памятки, акты обследования
Мониториг; фотоотчет.
Фотоотчёт
Работа с детьми
Ежегодно сентябрь Проведение первичной педагогической диагностики Мониторинг
Ежегодно Реализация проектов
-«Сказочное тесто»
-«Азбука лепки»
-«Мир соленого теста в творчестве детей». Проекты
-«Сказочное тесто»
-«Азбука лепки»
-«Мир соленого теста в творчестве детей».
Ежегодно Открытое мероприятие - итоговое
Фотоотчет;
Конспект НОД
Ноябрь 2017-
Март 2020г.
Изготовление из соленого теста подарков для родителей;
Изготовление картины из соленого теста для выставки;
Организация сменной выставки поделок из соленого теста в группе.
Фотоотчёт,поделки
Январь - февраль 2019 г. Осуществление работы по «лэпбуку» и ее презентация Лепбук «В гости к народным мастерам»
Систематически Реализация в работе с детьми дидактических игр на воображение, творчество воспитанников, эстетическое восприятие, художественно - образное мышление. Фотоотчет
Май 2020 Проведение итоговой педагогической диагностики Мониторинг
Работа с родителями
Ноябрь 2017 г. Выявление отношения родителейк работе с соленым тестом. Анкетирование родителей
Систематически Анкетирование
• Родительское собрание «Творим волшебство из соленого теста».
• Консультация «Рецепты замешивания соленого теста».
• Памятки для родителей по правилам техники безопасности, особенностям работы с тестом.
• Мастер - класс «Тесто это просто».
• Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.
• Привлечение родителей к семейному творчеству с детьми, способствующему тесному плодотворному сотрудничеству и налаживанию семейных отношений.
• Привлечение родителей к созданию познавательно - развивающей среды в группе.
• Привлечение родительской общественности к участию в выставках, конкурсах.
• Выставка работ родителей с детьми из соленого теста.
• Оформление фотоальбома «Чудо - тесто».
• Оформление стенда «Мы старались». Конспекты бесед, папки-передвижки, памятки, анкеты.
Апрель 2019г. Итоговое анкетирование родителей Анкеты.
Работа с педагогами
Октябрь 2017г. – Март
2020 г. Мастер – классы с педагогами по изготовлению композиций из солёного теста. Фотоотчет, презентации.
Апрель
2019 Выступление на педагогическом совете, РМО по данной теме Презентация.
Работа с социумом
Систематически Участие в окружных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и выставках творчества. Фотоотчёт, грамоты, дипломы.
3 этап – заключительный
Цель: подведение итогов и представление опыта проделанной работы
Март 2020г. Оформление результатов проектной деятельности Проект + Презентация
Апрель2020г. Оформление результатов деятельности по дополнительному образованию Программа «Мукосолька»+ Аналитический отчет
Май 2020 г. Обобщение опыта работы по данной теме; презентация. Презентация
Систематически Публикации в СМИ Статьи, конспекты
Май 2020 Аналитический отчет по теме саморазвития. Отчёт
Апрель 2020г. Пополнение аттестационного портфолио. Аттестационный лист
Формы отчета по самообразованию :
1. Проекты:
-«Сказочное тесто»
-«Азбука лепки»
-"Мир соленого теста в творчестве детей".
2. Подборка конспектов.
3. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мукосолька».
4. Лепбук «В гости к народным мастерам».
5. Аттестационное портфолио.
6. Аналитический отчёт.
Используемая литература:
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.«ФГОС ДО» (ПриказМинобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
3. Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе примерной общеобразовательной программы «Детство».
Содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы.
Интернет ресурсы:
https://www.maaam.ru
https://www.nsportal.ru
https://www.google.com