Людмила Константиновна Колюжная
Речь как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете: "РЕЧЬ
как деятельность, форма и средство
развития и саморазвития индивидуальности ребенка"
Программа развития речи ребенка как средства общения между людьми строится на основе исследований Е. И. Тихеевой, С. Л, Рубинштейна, A.M. Леушиной, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, В. И. Логиновой, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, А. Г. Арушановой, Т. А. Ладыженской и др.
Публикация «Речь как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Развитию общения, коммуникативных способностей ребенка способствует овладение им речью как средством общения, а также активное постижение богатств родного языка и языков других народов.
Речь понимается как система высказываний (текст, которая позволяет ребенку выразить свою индивидуальность. Она всегда творческая деятельность. Речь оформляет мысли — знания об окружающем мире и о себе самом. Темп и качество развития речи обусловлены, во-первых, удовлетворением потребности ребенка в общении со взрослым, если педагог владеет мастерством развития данной деятельности; а во-вторых, содержанием познавательного материала (какие виды связей могут быть оформлены речевым высказыванием: факты, связи, зависимости, закономерности, понятия). Различают два вида связной речи, обеспечивающей взаимопонимание между людьми в процессе общения,— ситуативную и контекстную. Обучение направлено на развитие кон-текстной связной речи, т. к. она понятна каждому участнику общения. Ситуативная связная речь сохраняется у человека всю жизнь, она очень полезна, т. к. передает эмоциональное состояние собеседника, но ее может понимать лишь тот, кто был участником события.
Речевая деятельность — системно-структурное образование, состоящее, как любая деятельность, из пяти компонентов (замысел, предмет, средства, порядок действий и результат). Выделяют четыре вида контекстной связной речи (тексты) : повествование (замысел — сообщить другому о том, что с тобой случилось, а результат -" понимание собеседником твоего сообщения); описание (замысел заключается в том, чтобы удивить, испугать, восхитить и т. д. слушателя, а результат — желаемое отношение к сообщению вызвано); доказательство (замысел — убедить слушателя в своей позиции, а результат — твою позицию признали верной, ее поддержали); объяснение (замысел - передать другому способ, опыт предшествующих поколений или собственный, результат - слушатель научился, принял опыт другого). Связная речь аккумулирует в себе все стороны речи — лексическую, грамматическую, фонетическую. Программа развития речи отражает пониманий что когда воспитанник «Детского сада — Дома радости» свободно владеет родным языком, то его речь превращается в средство формулирования целостной системы речевых высказываний — в тексты (повествование, описание, доказательство, объяснение, отражающие дошкольника как индивидуальность.
Стремление ребенка привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. Ребенка интересуют звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. В этом возрасте он не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Он с удовольствием слушает сказки-перевертыши (К. Чуковского, С. Маршака, Г. Остера, И. Токмаковой и др.). Он активно экспериментирует со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включается в творческую деятельность : сочиняет загадки, сказки, стихи, ищет интонацию, обозначающую то слово, которое включил автор в литературном произведении. Его память хранит огромное богатство авторских текстов, особенно шуток, речевых игр. Ребенок увлекается игрой с использованием языка (поговорками, загадками, метафорами, сравнениями, омонимами, антонимами, синонимами и т. п.).
Развивающийся интерес к языку направлен также на решение задач по овладению чтением как деятельностью воссоздания звуковой формы слова на основе графической модели (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова). К концу учебного года каждый воспитанник старшей группы умеет и хочет читать.
ВОСПИТАННИК - ВЫПУСКНИК
«ДЕТСКОГО САДА – ДОМА РАДОСТИ» :
• Проявляет интерес к людям (взрослым, сверстникам, способность к сопереживанию, общению: овладевает разговорной речью, может поддержать беседу на познавательную или. личностную тему; в разговоре интересуется высказываниями собеседника, старается привлечь его внимание к своим высказываниям; использует в диалоге неполные и полные предложения, строит высказывания из нескольких фраз, пользуется невербальными средствами общения;
• Умеет пересказывать знакомые сказки, рассказы, содержание мультфильмов; сочинять сказки и различные истории; Обладает лексическим богатством речи (употребляет сравнения, эпитеты, синонимы, в основном овладел грамматической стороной языка;
• Овладел произношением всех звуков родного языка; умением изменять силу голоса (говорить тихо, шепотом, громко, темп речи; правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже;
• Стремится к правильности речи, замечает недостатки, как в собственной, так и в чужой речи;
• Владеет основами культуры общения;
• Проявляет активность и самостоятельность в освоении языка; в основном овладел фонетической стороной родного языка, правильно воспроизводит почти все звуки (допускается замена звуков р, л, неустойчивое произношение шипящих); использует в речи средства интонационной выразительности;
• Употребляет слова, выражающие видовые и родовые понятия; использует разные типы предложений (простые и сложные);
• Приобрел первоначальные умения в дифференцированном использовании средств общения (в зависимости от его цели, особенностей партнёра по общению, его языка и т. п.).