Алёна Зайцева
«Труд как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности» по программе «Детский сад — Дом радости»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим
средством воспитания. Весь процесс воспитания детей
в детском саду может и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и необходимость
труда… Относиться к работе с любовью, видеть в ней
радость – необходимое условие для проявления творчестваличности и ее талантов.
А. С. Макаренко
Публикация «„Труд как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности“ по программе „Детский сад — Дом радости“» размещена в разделах
- Детский сад. Наш любимый детский сад
- Наш любимый детский сад. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Известно, что у каждого дошкольника появляется потребность в деятельности. Это является предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Все виды деятельности, в которые вступает ребенок (бытовая, игровая, познавательная, исследовательская, трудовая, коммуникативная, выполняют важную функцию в формировании личности.
В работе по технологии Программы Натальи Михайловны Крыловой “Детский сад – Дом радости» привлекает, что ее автором создан целостный, непрерывный, личностно-ориентированный педагогический процесс воспитания дошкольников, представляется большая возможность для самосовершенствования и обогащения детского коллектива через разные виды деятельности, реализации субъект - субъектных отношений в системе “воспитатель-ребенок”.
Большое значение придается трудовому воспитанию, привлечению детей к самостоятельному посильному труду, наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, формированию у ребенка нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Труд понимается как целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие - либо потребности человека.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность, учит соотносить результат с поставленной целью. Результат появится только тогда, когда мы не пропустим ни один компонент трудовой деятельности.
Методика руководства трудом включает такие средства и приемы мотивации, которые вызывают у ребенка желание охотно принимать поставленную цель и достигать ее, позволяют ребенку испытывать радость от самостоятельного процесса труда. (“Я сам сделал”).
Чаще всего используется прием Тома Сойера (вспомните, как он красил забор, как он показывал, что от этой работы получает огромное удовольствие, что всем его друзьям тоже захотелось покрасить забор). Воспитатель моет чашку, игрушку, стул с таким неподдельным удовольствием, что ребенок, глядя на него, говорит: “Я тоже так хочу научиться”.
Уже со второй младшей группы дети приучаются к тому, что необходимо прогнозировать результат своего труда. Для этого используется модель выполнения любой работы – рука, где:
1. мизинец – цель, т. е., что я задумал сделать (например, сделать руки чистыми);
2. безымянный палец – предмет труда (из чего хотим сделать, т. е., исходное состояние - сейчас руки грязные);
3. средний палец - средства труда (какие инструменты нам нужны, чтобы это сделать, в данном случае мыло, вода, полотенце);
4. указательный палец – действия (порядок действий, в данном случае сначала намылим руки, затем разотрем каждый пальчик, сделаем «манжеты», смоем мыло водой и т. д.);
5. большой палец – результат (какой мы получим результат от проделанной работы, в данном случае руки стали чистые, сухие; в качестве доказательства чистое, но мокрое полотенце).
Во время умывания используются потешки, пальчиковые игры: “Моем, моем дедушку, моем, моем бабушку…”, “Водичка, водичка…”, “Ладушки, ладушки, испекла нам бабушка сладкие оладушки…”, т. е. дети постоянно разговаривают, общаются.
Чтобы у детей сохранялся интерес к выполнению любой работы, даже которую мы делаем ежедневно и по несколько раз в день (мытье рук, уборка игрушек, используются и создаются всевозможные проблемные ситуации: нет воды в кране; нет мыла; взяли чашечки под клей, а они в краске; пришли на занятие, а стулья грязные; не на что сесть и т. п. Дети ищут выход из создавшейся ситуации и самостоятельно его находят. В помещениях младшей и средней групп постоянно присутствует игрушка - мишка, который ничего не умеет, ничего не знает; у него часто возникают трудности, а дети с большим удовольствием помогают ему, объясняют, учат, показывают свои умения.
В группах, работающих по технологии Программы «Детский сад - Дом радости», осваивается алгоритм одевания и раздевания, соблюдения порядка в шкафу. Все это делается для того, чтобы ребенок как можно быстрее и лучше выполнял поставленную перед ним задачу (“Я сам быстро оделся потому, что знаю, где находятся мои вещи, мне было удобно одеваться”).
Дети со второй младшей группы приучаются самостоятельно убирать в определенном порядке посуду после приема пищи, и практически не бывает случаев, чтобы они разбивали посуду. Здесь тоже существуют определенные правила:
- бокал держим правой рукой за ручку,
- под донышко подставляем ладошку,
- тарелку несем двумя руками,
- носим только по одному предмету.
Системность работы в данном направлении обеспечивает высокую степень результативности. У детей формируются прочные знания и умения в одевании и умывании; сохранении порядка в группе, приемной, спальне; они могут самостоятельно подготовить все необходимое к любому занятию; правильно организовать и убрать рабочее место; самостоятельно мыть кукольную посуду, игрушки, стулья; стирать салфетки, кукольную одежду; поливать растения и протирать крупные листья тряпочкой. К концу года можно говорить, что у каждого ребенка сформированы устойчивые трудовые навыки. Навык – это умение созданное привычкой; деятельность, доведенная до автоматизма. Дети не сядут за стол, не помыв руки и отметят недостающие предметы в сервировке стола; не оставят разбросанными игрушки после игры; не выйдут из раздевалки, пока в своем шкафчике не будет наведен полный порядок.
Чтобы узнать, как дети продвигаются в своих умениях, три раза в год проводится диагностика умений самообслуживания. Мониторинг позволяет увидеть, какому ребенку нужно больше уделить внимания, чтобы он тоже достиг хороших результатов, создать ему ситуацию успеха.
В средней группе большое внимание уделяется дежурству, проявлению заботы о других. Все дети наблюдают за дежурством по столовой. Они одновременно учатся сами, отмечают те ошибки, которые сделал дежурный. Картинки-модели помогают детям запомнить последовательность в сервировке стола. Перед обучением сервировке стола проводится занятие по математике, наблюдение за трудом няни, сюжетно-ролевая игра в хозяина и т. д.
В конце дежурства дети указывают на ошибки дежурного, чтобы в следующий раз их не допустить, доброжелательно оценивают его действия.
На экране графика дежурств отмечается качество дежурства: красный кружок – хорошо позаботился; черный – сделал ошибки. Экран открыт для всех детей, чтобы все видели оценки друг друга, сравнивали, стремились получать только красные кружки. В старшей и подготовительной группах ребенок уже способен объективно оценивать свои успехи. Дежурство завершается самооценкой : «Я ставлю себе красный кружок, я хорошо позаботился, правильно накрыл, не сделал ни одной ошибки», или наоборот. Самооценка дежурного сравнивается с оценкой товарищей с помощью альбома для отражения оценок. Каждому ребенку в альбоме отведен отдельный лист. Учим детей деликатности (рассматриваем только свои оценки, а не чужие).
Трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Разделение это условное, т. к. четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой помогает навести порядок (в спальне, дома).
Каждый вид труда имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей дошкольного возраста.
В старших группах, когда появляется коллективный труд, в качестве модели мы используем лесенку успеха, схему. Ускоряется процесс труда, повышается качество и увеличивается количество.
Начиная с раннего возраста, и до подготовительной группы, мы знакомим детей с трудом взрослых и прививаем у детей интерес к труду взрослых. Эта работа проходит через беседы, экскурсии, наблюдения, игры и т. д.
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. Мы, педагоги, учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического воздействия на детей, которые не должны разрываться. Такая работа дает положительные результаты. Дети с уважением относятся к людям разных профессий, к труду взрослых, осознают себя неповторимой индивидуальностью, в какой бы форме организации ни были заняты, умеют выполнять самостоятельно и творчески принятую на себя роль (исполнитель поручения, дежурный, бригадир, участник бригады) в выполнении многих видов труда, которым обучились в предшествующих группах (по своей инициативе включаются в разные формы организации труда, не нуждаются в прямом контроле и опеке взрослого, умеют адекватно оценить полученный ими результат и критично оценить результат другого).