Марина Меньшикова
Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
Актуальность:
«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории важно и его надо прививать детям».
Серафима Роуз.
Публикация «Программа профессионально-личностного саморазвития, Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодоносное, животворящее. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память связала нерасторжимую цепь – Родина, природа, народ, родители, род. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с родной землёй, но так уж, видимо, устроен человек – не умеет ценить то, что получает в наследство без усилий, и с течением времени память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. Нам нужно было сначала забыть о своём родословии, отгородиться от чудесного мира гармонии и красоты, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск утраченного. Благо наши предшественники за долгие века накопили ценнейший опыт. Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой.
Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Мы привыкли сетовать на глобальный экономический кризис в мире, на нищенское существование отечественной педагогики, на разрушительное влияние средств массовой информации. При этом совсем немногие связывают эти беды с тем духовным вакуумом, в котором оказалась Россия. В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности.
Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Мы должны помнить, что забота о ребёнке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Ценность народных традиций, верований, обрядов и праздников огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.
Цель программы :
Воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников посредством приобщения детей к русской национальной культуре.
Задачи:
1. Определить дефицит педагогической компетентности, диагностика профессиональных барьеров (развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии).
2. Определить способы самореализации и самоутверждения себя как личности.
3. Повысить свой методический уровень: изучение необходимых документов (ФГОС, закон «Об образовании», ООП ДОУ, годового плана работы ДОУ) и методической литературы по этой теме, использование в работе современных педагогических технологий (информационные, проективную деятельность).
4. Разработать перспективный план по данной проблеме.
5. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской.
6. Организовать активное социальное партнерство с семьями воспитанников по ознакомлению с русской народной культуры.
7. Участие в интернет-форуме, работа на сайте ДОУ и т. д
8. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России.
9. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.
10. Систематизировать изученную литературу.
Основные направления реализации программы :
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Развитие творческого потенциала
Прогнозируемый результат :
Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:
1. Повышение уровня личной профессиональной компетенции.
2. Рост уровня профессиональных навыков и умений.
3. Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение эффективных методов и приемов для расширения социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной культурой.
4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
5. Аттестация на первую квалификационную категорию.
Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
Актуальность:
«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории важно и его надо прививать детям».
Серафима Роуз.
Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодоносное, животворящее. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память связала нерасторжимую цепь – Родина, природа, народ, родители, род. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с родной землёй, но так уж, видимо, устроен человек – не умеет ценить то, что получает в наследство без усилий, и с течением времени память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. Нам нужно было сначала забыть о своём родословии, отгородиться от чудесного мира гармонии и красоты, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск утраченного. Благо наши предшественники за долгие века накопили ценнейший опыт. Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой.
Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Мы привыкли сетовать на глобальный экономический кризис в мире, на нищенское существование отечественной педагогики, на разрушительное влияние средств массовой информации. При этом совсем немногие связывают эти беды с тем духовным вакуумом, в котором оказалась Россия. В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности.
Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Мы должны помнить, что забота о ребёнке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Ценность народных традиций, верований, обрядов и праздников огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.
Цель программы :
Воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников посредством приобщения детей к русской национальной культуре.
Задачи:
1. Определить дефицит педагогической компетентности, диагностика профессиональных барьеров (развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии).
2. Определить способы самореализации и самоутверждения себя как личности.
3. Повысить свой методический уровень: изучение необходимых документов (ФГОС, закон «Об образовании», ООП ДОУ, годового плана работы ДОУ) и методической литературы по этой теме, использование в работе современных педагогических технологий (информационные, проективную деятельность).
4. Разработать перспективный план по данной проблеме.
5. Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской.
6. Организовать активное социальное партнерство с семьями воспитанников по ознакомлению с русской народной культуры.
7. Участие в интернет-форуме, работа на сайте ДОУ и т. д
8. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России.
9. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.
10. Систематизировать изученную литературу.
Основные направления реализации программы :
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Развитие творческого потенциала
Прогнозируемый результат :
Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:
1. Повышение уровня личной профессиональной компетенции.
2. Рост уровня профессиональных навыков и умений.
3. Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение эффективных методов и приемов для расширения социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной культурой.
4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
5. Аттестация на первую квалификационную категорию.
План мероприятий по реализации программы
2017-2018 учебный год
Август
Коллективная поездка в Шереметьевский замок
Сентябрь
Изучение ФГОС, закона «Об образовании», ООП ОО в области познавательного развития по ознакомлению с русской народной культурой.
Участие в окружном конкурсе «Осенняя фантазия»
Разработка консультации для родителей «Портфолио вашего ребенка»
Разработка родительского собрания на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»
Октябрь
Участие в семинар – практикуме «Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях»
Февраль
Участие в семинар- практикуме «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»
Разработка книги рецептов «Книга здоровой пищи!»
Участие в празднике «Масленица»
Изготовление стенгазеты «Будем здоровы!».
Разработка анкет для родителей «О здоровом образе жизни»
Оформление фотовыставки «Азбука здоровья».
Оформление групповых фотогазет "Защитники Отечества".
Апрель
Участие в смотре-конкурсе «Лучший центр речевого развития».
Март
Участие в смотре-конкурсе «Лучший центр речевого развития».
В течении года
Изучение методической литературы по теме:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.
2. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами
Повышение профессионального мастерства через посещение городских методических объединений
Разработка и подготовка выступлений на педсоветах, методических объединениях