Светлана Козлова
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Веселая акварель» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. о. Электросталь
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ№1»
___/Шевченко Е. Н. /
«29» августа___2017г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
«Веселая акварель»
4 класс
Составила: Козлова Светлана Михайловна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Темочки:
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ
-Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сорвижи на 2011 – 20112учебный год;
-Годового календарного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сорвижи на 2011 – 2012 учебный год;
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях призвана программа «Акварель», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
Дополнительная образовательная программа «Акварель» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В. С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Развивающая:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа,
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов,
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности :
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся в неделю по 1 часу.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.
1 год обучения. Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:
познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;
изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;
сочетание цветов (холодные, теплые)
2 год обучения.
На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводиться изображение человека, частей тела.
умение составить композицию;
понятие о пространстве…
3 год обучения.
Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль», лепка народных игрушек, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.
развивать и совершенствовать чувство цвета;
передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;
творческие работы.
4год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводиться на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.
Содержание учебного материала.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
В мире изобразительного искусства
Виды деятельности : рисование, лепка.
Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона. Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование изображение в объеме. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.
Мир фауны
Виды деятельности : рисование, лепка.
Основные понятия: овал, конус, прямоугольник, усложненная композиция. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка. Плакат, шрифты.
Практическая работа: рисование изображение в объеме. Рисование любимых животных, птиц в полете. Лепка сюжетной композиции «кошка с котятами». Составление лепного узора. Лепка «слон», «верблюд». Лепка, рисование «древние люди».
Любовь к искусству
Виды деятельности : рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение рук, ног, человека, лица. Многофигурная композиция человека и животных. Лепка человека в движении, сидящего, головы человека и частей тела. Лепка цветов, панно цветов, дымковской игрушки, «детская площадка».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
4год обучения.
Учащиеся должны
Знать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях
О формах предметов и их различиях,
О сочетании холодных, теплых тонов.
О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.
О всех способах лепки: скульптурный, конструктивный, модульный, комбинированный.
Плакат, открытка, шрифты.
О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.
О росписи, ее видах и основных различиях
Пропорции человека
Уметь:.
Самостоятельно рисовать плакаты, открытки, писать шрифты
Изображать строение человека, пропорции
В рисунке показывать свои мысли, чувства, переживания,
Работать в разных техниках
Лепить разными способами лепки
Образно мыслить
Выполнять самостоятельные творческие работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Наименование разделов и тем Кол-во часов Дата
Знакомство с искусством 9
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 1 01.09
2 Краски радуги, акварель. Приемы. 1 08.09
3 Холодные и теплые краски. 1 15.09
4 Осень. 1 22.09
5 Домашние животные. Рисуем птиц. 1 29.09
6 Мои любимые животные. 1 06.10
7 Иллюстрация к РНС 1 13.10
8-9 Орнамент в полосе. 2 20.10-27.10
В мире много интересного 6
10 Лепка животных. Домашние животные. 1 10.11
11 Рисование открытки к Новому году. 1 17.11
12 Мои любимые животные. 1 24.11
13 Подводное царство. 1 01.12
14 Мои фантазии. 1 08.12
15 Снеговичок. 1 15.12
Красота в умелых руках 11
17 Портрет папы (поздравительная открытка). 1 22.12
18 Портрет мамы (поздравительная открытка). 1 12.01
19 Деревья зимой (акварель). 1 19.01
20 Веселые человечки. 1 26.01
21 Мои мечты. 1 02.02
22 Увлекательный космос. 1 09.02
23-24 Жар-птица. 2 16.02-02.03
25 Роспись посуды. Вазочка. 1 16.03
26 Расписной платок, акварель, фломастер. 1 23.03
27 Матрешка. 1 06.04
Весна-красна. 7
28-29 Как красиво весной. 2 13.04-20.04
30 Весенний букет (цв. карандаши). 1 27.04
31 Моя любимая игрушка. 1 04.05
32 Попугай (акварель). 1 11.05
33 Свободная тема (творческая работа). 1 18.05
34 Подведение итогов. Выставка работ. 1 25.05
Список методической литературы
Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
Щеблыкин И. К., Романина В. И., Казакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.
Хайн Д. «Игрушки-мобиле». Москва «Айрис-пресс» 2007.
Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
Блейк В. Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.