Ирина Нестерук
Рабочая программа по «Изобразительному искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ 2 КЛАССА
Составитель: Нестерук Ирина Васильевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 2 класса разработана на основе :
Публикация «Рабочая программа по „Изобразительному искусству“» размещена в разделах
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №17785); с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г. № 19707); с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. № 2357 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г. №22540, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г. № 26993); с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1643.
• Учебник для общеобразовательных организаций. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; 7-е издание, – М. : Просвещение, 2017г. ;
• В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 1-4 классов положена авторская программа, разработанная
Б. М. Неменским и утверждённая Минобрнауки в 2011г. Программа отвечает требованиям ФГОС начального образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторская программа опубликована в «Сборнике рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Школа России). М. : Просвещение, 2011».
• Для реализации программного содержания используются учебники Изобразительного искусства :
2 класс – Е. И. Коротеева. Ты и искусство.
• Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений.
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»;
• Учебного плана МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад» на 2017-2018 учебный год;
• Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности в МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад» Джанкойского района Республики Крым.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Место предмета в учебном плане: 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Уровень рабочей программы : базовый
Режим занятий: по четвертям.
Структура данной программы состоит из следующих частей: «Пояснительная записка», «Планируемые результаты освоения учебного предмета», «Содержание учебного предмета», «Тематическое планирование», «Календарно-тематическое планирование».
Сроки реализации программы – 2017/2018 учебный год. Программа составлена в 2017 году.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретут в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство» :
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д. ;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД
Обучающийся (учащийся) научится:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Обучающийся (учащийся) получит возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
Обучающийся (учащийся) научится:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Обучающийся (учащийся) получит возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД
Обучающийся (учащийся) научится:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Обучающийся (учащийся) получит возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура, конструктивной (дизайн и архитектура, декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни : в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся (учащийся) научится:
• использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
• изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
• различать хроматические и ахроматические цвета;
• владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
• выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
• использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет;
• моделировать цветок из простейшей базовой формы;
• создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся (учащийся) получит возможность научиться:
• различать и изображать различные виды линии горизонта;
• подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
• передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;
• применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;
• соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
• передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2 КЛАСС (34 Ч)
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники – 8 ч
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. (1 ч)
Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом.
Белая и черная краски. .( 1 ч)
Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой)
Пастель и цветные мелки, акварель: их выразительные возможности. (1 ч)
Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
Выразительные возможности аппликации. (1 ч)
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.
Выразительные возможности графических материалов. (1 ч)
Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса.
Выразительность материалов для работы в объеме. (1 ч)
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Выразительные возможности бумаги. (1 ч)
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм.
Неожиданные материалы (обобщение темы) .( 1 ч)
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Реальность и фантазия – 7 ч
Изображение и реальность. (1 ч)
Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Изображение и фантазия. (1 ч)
Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений.
Украшение и реальность. (1 ч)
Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазия. (1 ч)
Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность. (1 ч)
Красота и смысл природных конструкций. Конструирование из бумаги подводного мира.
Постройка и фантазия. (1 ч)
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная или групповая работа.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) .( 1 ч)
Создание коллективного панно.
О чем говорит искусство - 11 ч
Изображение природы в разных состояниях (2 ч)
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.).
Изображение характера животных (1 ч)
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Изображение характера человека - женский образ (1 ч)
Изображение противоположных по характеру сказочных образов.
Изображение характера человека - мужской образ (1 ч)
Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.
Образ человека в скульптуре. (1 ч)
Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером.
Человек и его украшения. (1 ч)
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
О чем говорят украшения. (2 ч)
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Образ здания. (2 ч)
Образы зданий в окружающей жизни. Создание образа сказочных построек.
Выставка творческих работ.
Обсуждение выставки
Как говорит искусство - 8 ч
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного (1 ч)
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Тихие и звонкие цвета. (1 ч)
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
Что такое ритм линий? (1 ч)
Линии как средство образной характеристики изображаемого. Изображение весенних ручьев.
Характер линий (1 ч)
Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Ритм пятен (1 ч)
Элементарные знания о композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация.
Пропорции выражают характер. (1 ч)
Понимание пропорции как соотношения между собой частей одного целого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (1 ч)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Обобщающий урок года. (1 ч)
Выставка детских работ. Обсуждение выставки.
Игра – беседа об основных темах года.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п Наименование разделов. Учебные часы.
1 Чем и как работают художники
8
2 Реальность и фантазия
7
3 О чем говорит искусство
11
4 Как говорит искусство
8
ИТОГО
34
4. Календарно – тематическое планирование.
№ урока Дата проведения Тема урока
План Факт Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
1. 07.09
2. 14.09 Белая и чёрная краски.
3 21.09 Пастель и цветные мелки, акварель. Их выразительные возможности.
4. 28.09 Выразительные возможности аппликации.
5. 05.10 Выразительные возможности графических материалов.
6. 12.10 Выразительность материалов для работы в объёме.
7. 19.10 Выразительные возможности бумаги. Что такое аппликация?
8. 26.10 Неожиданные материалы. Обобщение темы.
9. 09.11 Реальность и фантазия. 7 ч
Изображение и реальность.
10. 16.11 Изображение и фантазия.
11. 23.11 Украшение и реальность.
12. 30.11 Украшение и фантазия.
13. 07.12 Постройка и реальность.
14. 14.12 Постройка и фантазия.
15. 21.12 Братья Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение по теме. Создание коллективного панно.
16. 28.12 «О чём говорит искусство?» 11 ч.
Изображение природы в различных состояниях.
17. 11.01
Изображение природы в различных состояниях.
18. 18.01 Изображение характера животных.
19. 25.01 Изображение характера человека : женский образ.
20. 01.02 Изображение характера человека : мужской образ.
21. 08.02 Образ человека в скульптуре.
22. 15.02 Человек и его украшения.
23. 22.02 О чём говорят украшения?
24. 01.03 О чём говорят украшения?
25. 15.03 Образ здания.
26. 29.03 Образ здания. Выставка творческих работ.
27. 05.04 «Как говорит искусство?» 8 часов
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
28. 12.04 Тихие и звонкие цвета.
29. 19.04 Что такое ритм линий?
30. 26.04 Характер линий.
31. 03.05 Ритм пятен.
32 10.05 Пропорции выражают характер.
33. 17.05 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
34 24.05 Обобщающий урок года «Искусство и ты». Выставка работ.