Наталья Дьякова
Программа по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством посещения вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.
Публикация «Программа по самообразованию „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Срок освоения программы : 2023-2024 уч. год.
Нормативные документы для разработки программы :
1. Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 N 31, от 08.11.2022 N 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
7. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 3 «Ласточка»
8. Рабочая программа воспитателя группы детей раннего возраста Дьяковой Н. Г.
Актуальность темы по самообразованию
Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков (КГН) предполагает элементарные умения ребенка в области личной гигиены, приема пищи, раздевания и одевания, а также поддержания порядка в окружающей обстановке.
Данные навыки имеют оздоровительную и социальную направленность, так как дети приучаются к личной гигиене и к выполнению установленных в обществе правил и норм поведения.
Целенаправленно и системно начинать работу по формированию КГН рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
Особенно активно культурно-гигиенические навыки формируются в процессе игровой деятельности и при использовании художественного слова: стихов, потешек, детских рассказов.
Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Успешность речевого, познавательного, физического и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков самообслуживания, то есть, от того, насколько хорошо малыш выполняет предметно-практические действия.
Ребенок, у которого сформированы все действия, связанные с самообслуживанием, самостоятелен, аккуратен, бережно относится к вещам, соблюдает культуру поведения.
Таким образом, учитывая актуальность данного направления, а также возрастные потребности детей и запросы родителей, темой своего профессионального самообразования я выбрала «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Цель и задачи
Цель: Совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
2. Создать условия для формирования КГН у воспитанников, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
3. Обеспечить психологически комфортное образовательное пространство для детей посредством поддержки эмоционального благополучия и индивидуального сопровождения.
4. Разработать и внедрить в практику работы учебно-методический комплект, способствующий формированию культурно-гигиенических навыков детей.
5. Провести мониторинг сформированности культурно-гигиенических навыков детей (вводную и итоговую диагностику).
6. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по данной теме.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования у малышей навыков элементарной гигиены и самообслуживания.
8. Обобщить и представить накопленный педагогический опыт коллегам и родителям.
Предполагаемые результаты
Для детей :
1. У ребенка сформировано элементарное умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом.
2. Сформированы основы ручной умелости через выполнение различных предметно-практических действий по самообслуживанию : умеет пользоваться индивидуальными предметами гигиены, одеваться, обуваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
3. Ребенок обладает элементарными начальными знаниями о себе, знает значение гигиенических процедур и правил для здорового образа жизни.
4. Знает разнообразные народные игры с речевым сопровождением, песенки, потешки, стишки, прибаутки, которые касаются формирования КГН.
5. Сформированы элементарные игровые действия на основе обыгрывания произведений русского народного фольклора.
6. Развито желание в соблюдении правил личной гигиены.
Для воспитателя:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
2. Разработан учебно-методический комплект: картотеки потешек и прибауток на различные виды культурно-гигиенических действий, обучающие игры и упражнения, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для родителей:
1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у своих детей культурно-гигиенических навыков.
2. Приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада.
Направления деятельности по самообразованию и формы отчета
Направления Формы отчета
1. Изучение научной и методической литературы по теме.
2. Разработка учебно-методического комплекта для образовательной деятельности.
3. Разработка проектов по формированию КГН.
4. Проведение вводной и итоговой диагностики.
5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.
6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
7. Взаимодействие с коллегами.
8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.
1. Открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы.
2. Публикации.
3. Презентации.
4. Выступления на педсоветах, МО, семинарах, конференциях.
План деятельности по теме самообразования
1. Изучение методической литературы
Направления деятельности
по теме
Содержание деятельности Сроки
выполнения Педагогический продукт
1. Изучить методические пособия и публикации по формированию у детей культурно-гигиенических навыков
1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. : Просвещение, 1991.
2. Лункина Е. Н. Растим малыша 2-3 лет. – М. : Сфера, 2009.
3. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПб: Акцидент, 2008.
4. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М. : Теревинф, 2018.
5. Юдина Р. А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей. – М. : Карапуз, 2016.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М: Просвещение, 1997.
Сентябрь-октябрь
Выбраны методические пособия для работы по теме самообразования
2. Выбрать из пособий методический и практический материал для образовательных и досуговых мероприятий.
1. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Усова А. П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2012.
3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. - М. : Сфера, 2010.
4. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М. : Сфера, 2007.
5. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2010.
6. Рожков О. П., Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни : Московский психолого-социальный институт, 2007.
Сентябрь-октябрь
Сценарии и конспекты образовательных
и досуговых мероприятий.
3. Составить картотеки и разработать авторские развивающие игры по формированию КГН на основании методических пособий
1. Павлова Л. Н. : Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. : Гном, 2005.
2. Ветрова В. Во что играть с ребенком до трёх лет. - М: Сфера, 2009.
3. Безруких М. М. Тренируем пальчики. - М. : ООО «Дрофа», 2000.
4. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М. : Карапуз, 2010.
5. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей : Игровой комплект. М. : Айрис-Пресс, 2007.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
7. Четвертаков К. В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М. : Сфера, 2015.
Ноябрь
март
Картотеки и авторские игры
по формированию КГН
2. Методическая работа по самообразованию
1. Пройти обучение по теме самообразования
- прохождение курсов повышения квалификации;
- обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме;
- обучение на онлайн-вебинарах,
- изучение опыта других педагогов по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. В течение
года Свидетельство о прохождении курсов.
Дипломы и сертификаты об обучении на семинарах и вебинарах.
2 Разработать учебно-методический комплект
1. Составить картотеку «Потешки на умывание» : «Водичка, водичка, умой мое личико», «Мою ручки до локтей», «Тот, кто будет куп-куп», «Ай, лады, лады, лады», «Руки чисто мою», «Зайка начал умываться» и др.
2. Разработать сценарий краткосрочной образовательной практики «Умывалочка».
Октябрь
Картотека «Потешки на умывание».
Сценарий КОП
«Умывалочка»
1. Составить картотеку «Потешки на расчесывание» : «Расти коса до пояса», «Уж я косу заплету», «Чешу, чешу волосоньки» и др.
2. Разработать дидактические игры и игровые упражнения «Что нужно надеть?», «Найди матрёшке шарфик», «Подбери туфельку», «Покажи такое же», «Чистим зубки», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Покормим куклу Машу» и др.
Ноябрь
Картотека «Потешки на расчесывание».
Авторские дидактические
игры.
1. Составить картотеку «Потешки про ЗОЖ» : «Малыши-крепыши», «Большие ноги шагали по дороге», «Не боимся мы воды», «Этот пальчик хочет спать», «Руки надо с мылом мыть» и др.
2. Разработать сценарий развлечения: «В гостях у Мойдодыра». Декабрь
Картотека «Потешки про ЗОЖ».
Сценарий развлечения.
1. Составить картотеку «Потешки на одевание» : «Кто в обновку нарядится?», «Вот они, сапожки», «Завяжи потуже шарф», «Валенки, валенки» и др.
2. Разработать сценарий краткосрочной образовательной практики «Молнии и застежки». Январь Картотека «Потешки на одевание».
Сценарий КОП
«Молнии и застежки».
1. Составить картотеку «Потешки при кормлении» : «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку», «На моей тарелочке», «Бери ложку, бери хлеб», «Кастрюля-хитрюля», «Каша манная варилась» и др.
2. Разработать сценарий развлечения на основе народного фольклора «На завалинке».
Февраль Картотека «Потешки при кормлении».
Сценарий развлечения.
1. Разработать сенсорные игры «Перевяжи ножку кукле», «Зашнуруй сапожок», «Разноцветные пуговки», «Веселые замочки» и др.
2. Разработать лэп бук «Раз, два, три, четыре, пять - собираемся гулять».
Март Сенсорные игры.
Лэп бук.
1. Разработать сценарий краткосрочной образовательной практики «Чистые игрушки».
2. Разработать игровые обучающие ситуации «Как мы одеваемся зимой», «Что мы возьмём на прогулку», «Идём в гости».
Апрель Сценарий КОП «Чистые игрушки».
Конспекты игровых ситуаций.
3 Обогатить развивающую предметно-пространственную среду
1. Оформить в группе развивающие зоны, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания : «Парикмахерская», «Уголок ряжения», «Поликлиника», «Кукольное кафе».
2. Оснастить пространство группы оборудованием и атрибутами к различным играм по формированию культурно-гигиенических навыков.
3. Внести пособия и предметы, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по методической теме: специальные картинки, книги, альбомы и другой иллюстративный и демонстрационный материал.
4. Пополнить аудиотеку и видеотеку по теме. Сентябрь – декабрь
Обновлять в течение года Оформлены Игровые Центры, в которых разнообразные предметы,
оборудование и пособия по теме.
3. Работа с детьми
1 Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду
1. Применять такие педагогические приемы как поощрение, подбадривание, похвала, позволяющие ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
2. Соблюдать принцип индивидуализации в воспитании, обучении и развитии ребенка раннего возраста.
3. Учитывать важнейшие для полноценного психического развития малыша моменты: становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям, развитие инициативности и любознательности.
Постоянно Создана психологически безопасная и комфортная для ребенка образовательная среда.
2 Мониторинг деятельности 1. Провести диагностические наблюдения по сформированности культурно-гигиенических навыков.
2. Проанализировать полученные данные.
3. Соотнести полученные результаты с планируемыми результатами.
Октябрь,
Май
Результаты диагностики.
Аналитическая справка по результатам диагностики.
3. Методы взаимодействия с детьми - игровые упражнения, приемы и игровые обучающие ситуации;
- практический показ;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены;
- сочетание словесного и наглядного методов, используя специальные наборы материалов, разнообразные сюжетные картинки, символы;
- сюжетно-ролевые игры;
- поощрение, похвала.
В течение года Организовано методически грамотное взаимодействие
с детьми.
4. Применяемые технологии 1. Здоровьесберегающие. Цель - создаю условия для сохранения и укрепления физического здоровья детей.
2. Личностно-ориентированные. Цель - создаю комфортные условия для развития и саморазвития личности дошкольников.
3. Игровые технологии. Цель - формирую посредством игры культурно-гигиенические навыки.
4. Проектные технологии. Цель - способствую познанию окружающего мира и формированию новых знаний в реальной практической деятельности.
В течение года Применены технологии ЗОЖ, разработан и проведен проект, разработаны картотеки и авторские игры.
4. Работа с родителями
1 Разработка консультаций и рекомендаций для родителей
1. «Роль потешек и прибауток в формировании культурно-гигиенических навыков у ребенка».
2. «Как формировать у ребенка навыки личной гигиены».
3. «Развивающие игры, способствующие самостоятельности детей раннего возраста».
Ноябрь
Январь
Апрель
Консультации
2 Разработка буклетов папок-передвижек:
1. «Соблюдаем режим дня».
2. «Игры-шнуровки для развития мелкой моторики детей».
3. «Как научить малыша одеваться самостоятельно».
4. «Знакомимся с пуговицами». Декабрь,
Февраль
Март
Апрель
Буклеты и папки-передвижки
3 Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования 1. Провести совместно с родителями и для родителей:
- открытые образовательные мероприятия (НОД); «Фольклорные игры для малышей», «Учимся одеваться»;
- развлечения: «У бабушки Матрёны», «Мамины помощники»;
- мастер-класс «Методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей».
2. Организовать дистанционную форму сотрудничества с родителями через социальные сети и мессенджеры (в ВКонтакте, Сферум, Вотсап, Вайбер).
3. Создать электронную библиотеку для родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
В течение года,
по плану работы с родителями Сценарии и конспекты образовательных
и досуговых мероприятий с участием родителей
5. Взаимодействие с педагогами
1 Взаимодействие с педагогами 1. Провести совместные с педагогами и специалистами ДОУ мероприятия и развлечения, способствующие развитию самостоятельности детей и формированию КГН :
- драматизация произведений К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»;
- развлечение «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
2. Провести мастер-класс «Эффективные формы взаимодействия с родителями по формированию у детей культурно-гигиенических навыков».
В течение года,
по плану работы с коллегами Сценарии мероприятий.
Сценарий
мастер-класса.
6. Обобщение результатов по теме самообразования
Описание и обобщение деятельности по теме самообразования 1. Анализ и оценка деятельности.
2. Подготовка отчетов.
3. Деятельность по мониторингу:
- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
- обработка полученных данных;
- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.
4. Представление опыта работы в форме :
- презентации «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»;
- выступлений «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по формированию культурно-гигиенических навыков у воспитанников», «Дидактические игры для детей по обучению правилам личной гигиены»;
- публикации «Эффективные методы обучения детей раннего возраста культурно-гигиеническим навыкам»,
- оформления методической папки «Формы и методы работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков». Апрель –
май
Отчет по теме самообразования.
Аналитическая справка по мониторингу КГН.
Презентация.
Тексты выступлений.
Публикация.
Методическая папка.
Литература
1. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Безруких М. М. Тренируем пальчики. - М. : ООО «Дрофа», 2000.
3. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. : Просвещение, 1991.
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Ветрова В. Во что играть с ребенком до трёх лет. - М: Сфера, 2009.
6. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПб: Акцидент, 2008.
7. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2010.
8. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М. : Сфера, 2007.
9. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. - М. : Сфера, 2010.
10. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей : Игровой комплект. М. : Айрис-Пресс, 2007.
11. Лункина Е. Н. Растим малыша 2-3 лет. – М. : Сфера, 2009.
12. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М. : Карапуз, 2010.
13. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М. : Теревинф, 2018.
14. Павлова Л. Н. : Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. : Гном, 2005.
15. Рожков О. П., Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни : Московский психолого-социальный институт, 2007.
16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М: Просвещение, 1997.
17. Усова А. П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2012.
18. Четвертаков К. В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М. : Сфера, 2015.
19. Юдина Р. А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей. – М. : Карапуз, 2016.
Разработала: воспитатель
Дьякова Наталья Григорьевна