Наталья Владиславовна Тарасова
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания является важной составляющей части культуры поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Навыки, привитые в детстве данным детям, приносят огромную пользу в течении всей последующей их жизни. Формируя у детей навыки гигиены, мы параллельно влияем на многие психические процессы в их развитии: они становятся более активными, у них развивается наблюдательность, самостоятельность, тренируется память. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в стенах детского дома и в общественных местах.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Представляю свой опыт работы.
Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром (оно включает овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни, это обслуживание самого себя, удовлетворение своих потребностей, нужд, потребностей собственными силами.
Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.
Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей в детском доме-интернате является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Я, как воспитатель, хочу рассказать об основных направлениях коррекционно-воспитательной работы в нашем учреждении по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.
Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии осуществляется с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, под воздействием взрослого, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
Первое направление. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей :
- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывая ее.
Второе направление. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;
- знать предметы санитарии и гигиены и их местоположение;
- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
Третье направление. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
- при раздевании научить складывать в определенной последовательности одежду в свою тумбочку;
- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки.
Четвертое направление. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ;
- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).
Вывод:
Таким образом, методы формирования навыков самообслуживания представляют собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с нарушением интеллекта должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
Воспитатель Тарасова Н. В.