Евгения Лежнива
Программа по кружковой работе «Здоровый малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. Такие дети с большими усилиями, по сравнению со здоровыми, преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизическими затратами справляются с предъявленными к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольной организации. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития.
Публикация «Программа по кружковой работе „Здоровый малыш“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению психофизического статуса дошкольника.
Для предупреждения имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения возникновения простудных заболеваний, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья разработаны комплексы упражнений «Здоровый малыш» для 4-7 лет, состоящих из телесно-ориентированных техник. Кроме того, комплексы способствуют оптимизации функционального статуса глубинных образований мозга, формированию базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.
Целью данной программы является охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
На основе данной цели определены следующие задачи:
1. Повышение общего жизненного тонуса, предупреждение развития патологических состояний;
2. Предупреждение возникновения простудных заболеваний;
3. Укрепление психофизиологического здоровья;
4. Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке;
5. Снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения.
В состав программы входят кинезиологичексие, дыхательные, глазодвигательные упражнения, точечный массаж.
Развивают мозолистое тело кинезиологические упражнения, которые направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики, повысить стрессоустойчивость, синхронизировать работу полушарий, улучшить мыслительную деятельность, память и внимание, облегчить процесс чтения.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Применение дыхательных упражнений в работе с детьми решает следующие задачи:
• Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы;
• Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, а также деятельности сердечно-сосудистой системы.
Точечный массаж включен в комплексы упражнений в целях активизации отдельных систем организма, расслабления мышц и снятия нервно-мышечного напряжения. Также его применение способствует повышению сопротивляемости организма, улучшению обменных процессов.
Глазодвигательные упражнения способствуют профилактике и коррекции нарушения зрения. При этом основным принципом коррекции глазных аномалий является достижение состояния расслабления, а развитие зрительного анализатора способствует профилактике сознательного и бессознательного напряжения глаз.
Упражнения «Энергия паузы» способствуют снижению психоэмоционального и психомышечного напряжения.
Форма работы: групповая.
Качественные характеристики группы: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Режим работы: Программу рассчитано проводить 1 раз в неделю по 20-30 минут
Перспективное планирование
1 Комплекс 1 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
2 Осень 1 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 1 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
4 Осень 2 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
1 Комплекс 1 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
2 Осень 3 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 1 Развитие воображения, зрительных представлений. Имитирование движений по словесному описанию. Развитие выразительных движений. Учить произвольно расслаблять и напрягать мышцы. Тренаж эмоций «наглость», «удовольствие». Преодоление застенчивости. Развитие дружелюбных отношений.
4 Осень 3 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
1 Комплекс 2 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия. октябрь
2 Зима 1 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 2 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
4 Зима 1 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
1 Комплекс 2 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
2 Зима 2 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 2 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
4 Зима 2 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
1 Комплекс 2 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
2 Зима 3 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 2 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
4 Зима 3 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
1 Комплекс 3 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
2 Весна 1 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 3 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
4 Весна 1 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
1 Комплекс 3 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
2 Весна 2 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 3 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
4 Весна 2 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
1 Комплекс 3 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
2 Весна 3 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
3 Комплекс 3 Профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие межполушарного взаимодейтсвия.
4 Весна 3 Обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировке; снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
Картотека игр и упражнений
Комплекс 1
«Глазки»
Цель: профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц.
«Ротик»
Цель: развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
«Ушки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.
«Дождик», «Бусы для мамы», «Домик»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Дыхательное упражнение «Певец»
Комплекс 2
«Глазки»
Цель: профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц.
«Язычок»
Цель: развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
«Внимание»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.
«Запястье», «Лезгинка»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Дыхательное упражнение «Шапка для раздумий»
Комплекс 3
«Глазки», «Глазки 2»
Цель: профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц.
«Язычок»
Цель: развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
«Позевай», «Ладонь»
Цель: развитие творческого (наглядно-образного) мышления (правого полушария головного мозга).
«Внимание»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.
«Ухо-нос», «Отдохни»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Дыхательное упражнение «Сова»
Релаксационные упражнения
1. вводная часть – приветствие
2. основная часть – релаксационные игры и упражнения, элементы аутотренинга, самомассажа
3. заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания
Осень 1.
«Море», «Жемчужина», «Сон на берегу моря», «На солнышке загораем» (мимическая гимнастика).
Осень 2.
«Все спят», «Летняя ночь», «Смешинка», «Шарик».
Осень 3.
«Волшебная прогулка», «Игра-танец».
Зима 1.
«Путешествие на облаке», «Солнышко и тучка», «На солнышке загораем» (мимическая гимнастика).
Зима 2.
«Необыкновенная радуга», «Самолет», «Покой. Дыхание. Отдых».
Зима 3.
«Снеговик», «Порхание бабочки», «Игра-танец», «Мгновенная релаксация».
Весна 1.
«Снежная баба», «Отдохнем», «Огонь и лед», «Мгновенная релаксация».
Весна 2.
«Полет на космическом корабле», «Шалуны», «Подвижные руки».
Весна 3.
«Плывем на облаках», «Шалуны», «Мгновенная релаксация».
Список использованной литературы
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М. : АСТ МОСКВА; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
2. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 2, 2015.
3. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 3, 2015.
4. Трясорукова Т. П. Игры для дома и десткого сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Феникс. 2015.
5. Шипицына Л. М., Хилько А. А. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. : «Речь», 2005. 240 с.
6. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. – Изд. – 7 –е. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 314 с.