Елена Бахтина
Программа по здоровьесбережению «Здоровый малыш» для разновозрастной группы №1 от 2 до 4
▼ Скачать + Заказать документы
План:
Пояснительная записка___3
Цели и задачи___3
Понятие и виды здоровьесберегающих технологий___4
Здоровьесберегающие технологии___ 6
1. Утренняя гимнастика___ 6
2. Дыхательная гимнастика___6-7
3. Гимнастика для глаз___7
4. Пальчиковая гимнастика___7-8
5. Игровой массаж и самомассаж___8
6. Гимнастика после сна___8-9
7. Динамические паузы и физ. минутки___9-10
Система закаливания детей___10
Здоровьесберегающая среда___12
Публикация «Программа по здоровьесбережению „Здоровый малыш“ для разновозрастной группы №1 от 2 до 4» размещена в разделах
Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни___ 12-13
Работа с родителями___ 13-14
Заключение___14
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий,проводимых в этот период жизни ребенка.
Главное для работников детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми, поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость.
Перед коллективом нашего детского сада поставлена цель и задачи:
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровье сберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
3. Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
4. Создание здоровьесберегающей среды в группе
5. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
6. Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания
7. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья
Анализируя заболеваемость и группы здоровья наших воспитанников, мы пришли к выводу, что нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Таким образом, обстановка по заболеваемости остается стабильной. Главным образом, простудным заболеваниям подвержены дети младшего дошкольного возраста, что дает рост показателей пропусков детьми по болезни. Следует уделить особое внимание работе с семьей по профилактике дезадаптации детей раннего возраста и укреплению здоровья в условиях детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании–
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку–обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Режим двигательной активности детей в течении года
Виды двигательной активности
1. Организованные хороводные игры,
п. и., упр-я со спортивным инвентарем, игрушками, трудовые процессы
2. Самостоятельная деятельность детей: игровая, двигательная и т. п.
3. Утренняя гимнастика
4. Физкультурное занятие
5. Музыкальное занятие
6. Физкультминутки
7. Организованная деятельность на прогулке : п. и., медленный бег, упр-я со спортивным инвентарем, на спорт. оборудовании, игры со снегом, песком, водой, спорт. игры и т. д.
8. Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спорт. оборудовании, со спорт. инвентарем, творч. игры
9. Упражнения после дневного сна
10. Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, п. и., упр-я со спорт. инвентарем и др.
11. Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творч. игры, игры с атрибутами, спорт. игры, игры с двигат. и строит. игрушками и др.
12. Спортивные развлечения
13. Спортивный праздник
14. Неделя здоровья
Здоровьесберегающие технологии :
Гимнастические упражнения для детей от 2 до 7лет совершенствуют функции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.
1. Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из состояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятельность всех органов и систем.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Мы используем различные формы утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– сюжетная гимнастика;
- с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;
– с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в группе.
2. Дыхательная гимнастика.
Мы придерживаемся мнения многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект
необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие
дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом
выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие
дышать надо носом
все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения
привести свой организм в состояние глубокого расслабления
воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.
3. Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
В своей работе мы применяем ряд различных упражнений.
4. Пальчиковая гимнастика.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
ИсследованияВ. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Луриядоказаливлияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это является, своего рода, мотивацией детей.
5. Игровой массаж и самомассаж.
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание,пощипывание,похлопывание. Различные упражнения: катание одногошарика,катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Массаж и самомассаж мы проводим 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.
Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Самомассаж лица
Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2—3 раза в день.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.
6. Гимнастика после сна.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна мы проводим с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому мы улавливаем настроение детей, подбадриваем тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваем в спокойном темпе, с радостными интонациями.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.
7. Динамические паузы и физминутки
Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяем простые, наиболее доступные упражнения,
проводим в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. Мы проводим для детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
В упражнения включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.
В практических занятиях используем физминутки по стихотворному тексту, но обращаем внимание на следующие правила при подборе стихотворений к конкретному занятию:
содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его программными задачами
стихи должны быть с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения
сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.
Система закаливания детей.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Требования к проведению закаливания:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка
2. Положительные реакции ребенка на закаливание
3. Непрерывность закаливания
4. Согласие родителей
Закаливающие мероприятия
Характер действия Метод Методика Противопоказания
ВОЗДУХ Прогулка На свежем воздухе, в одежде по сезону _
ВОЗДУХ Сон в проветренном помещении Учитывать физическое и соматическое состояние детей Температура воздуха в спальне ниже 14 градусов
ВОЗДУХ Воздушные контрастные ванны Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате);во время прогулок (в теплое время года в майках и трусах) Температура воздуха ниже нормы, наличие противопоказаний
ВОЗДУХ Хождение босиком После «тихого часа», по массажным дорожкам как профилактика плоскостопия Температура воздуха ниже нормы, наличие мед. отвода
ВОДА Полоскание рта Перед дневным сном кипяченой водой комнатной температуры _
СОЛНЦЕ Солнечные ванны На прогулке -утром и во второй половине дня Хронические заболевания, температура свыше 30 градусов
В. А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, -значит дать ему всю полноту жизненных радостей» .
Здоровьесберегающая среда.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашем ДОУ включает в себя:
1) Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки,
-мячи,
-обручи,
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно,
-гантели изготовленные из подручного материала,
-ленточки,
-дуга для подлезания,
-кольцеброс,
-кегли для сбивания мячиком,
-тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания).
Также в группе имеются пособия :
-для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»,
-комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,
В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье» : «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т. д.
Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.
После каждого приема пищи мы с детьми полоскаем рот кипяченой водой комнатной температуры.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через консультации и беседы.
6. Вовлечение родителей к совместному проведению спортивных досугов.
Формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
5. Показ НОД.
6. Организация совместных дел (изготовление «Дорожки здоровья»).
Методы, используемые педагогами в работе:
1. Анкета для родителей.
2. Беседы с родителями.
3. Беседы с ребёнком.
4. Посещение семьи ребёнка.
Заключение.
Коллектив нашего МБДОУ ДС № 28 «Белочка» предполагает, что в результате внедрения здоровьесберегающей программы существенно улучшится состояние здоровья наших дошкольников. Оптимизация двигательного режима, тщательный подбор физических упражнений, систематизация закаливающих мероприятий, планомерная работа с семьями воспитанников и усвоение грамоты здорового образа жизни приведут к снижению заболеваемости, улучшению показателей физических качеств дошкольников и обеспечению сохранности детского здоровья.