Ирина Кобзева
Программа кружковой работы по работе с природным и бросовым материалами «Коллекция идей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Изюминка»
Рассмотрено на педагогическом Утверждаю
совете Заведующий МБДОУ
Протокол № ___ д/с № 171 «Изюминка»
от «___» ___2017 г. ___ Е. Н. Игорева
«___»___2017 г.
Программа
кружковой работы
по работе с природным и
бросовым материалами,
«Коллекция идей».
Возраст детей с 6 до 7 лет.
Руководитель:
Воспитатель Кобзева И. А.
г. Ульяновск 2017г.
Содержание.
Публикация «Программа кружковой работы по работе с природным и бросовым материалами „Коллекция идей“» размещена в разделах
- Поделки из бросового материала
- Поделки из природного материала
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Пояснительная записка.
Целевой раздел.
1. Цели и задачи реализации программы.
2. Механизм реализации программы.
3. Формы реализации программы.
4. Ожидаемые результаты.
Содержательный раздел
1. Содержание программы.
2. Перспективное планирование.
3. Календарно – тематическое планирование.
4. Формы подведения итогов реализации программы.
Организационный раздел.
1. Методические пособия, оборудование, материал.
2. График работы кружка.
3. Список детей
4. Табель посещаемости.
Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках. Творческой деятельность способствует формированию у детей преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательной работы. Детей надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Изготовляя поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребёнка формируется представление о таких категориях как величина форма. Он на опыте познаёт конструктивные свойства деталей возможности их скрепления комбинирования оформления. При этом как дизайнер творит познаёт законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них пространственное, логическое, математическое, а асоциативное мышление, память, а именно это является основной интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
Целевой раздел.
1. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы.
Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя материалы и техники.
Задачи:
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру через художественное и декоративно прикладное творчество.
- Формирование чувства коллективизма и терпимости к окружающим.
- Развитие глазомера и чувства пропорций, творческих способностей фантазии и воображения, образного мышления.
- Развитие обще трудовых и специальных умений и навыков работы с природным и бросовым материалами.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
2. Механизм реализации программы.
Наглядные – показ образца педагога, пример, помощь.
Словесные – объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка.
Практические – самостоятельное и совместное выполнение поделки.
3. Формы реализации программы.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
4. Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети :
- Научится различным приёмам работ с разнообразными материалами.
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия.
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике моделирование, аппликация, панно и т. д.
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус; творческие способности и фантазию.
- Овладеют навыками культуры труда.
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Содержательный отдел.
1. Содержание программы.
Данная программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Одна из задач образования- помочь ребёнку открыть самого себя, показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых. Обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани. В лесу, парке, огороде можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть особенности разных материалов. Необходимо научить детей видеть и творить красоту. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Занятия в кружке «Коллекция идей» работа с природным и бросовым материалами – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях объединения является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать её красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Общение с природой способствует повышения творческого потенциала детей, развитию их эстетического вкуса, умение видеть красоту. Вместе с этим дети учатся любить и защищать природу, думать о её будущем. А в работе с бросовым материалом – того что мы привыкли считать мусором – развивает рациональное мышление и воображение, бережливость. Из засушенных листьев, трав, соломы, плодов растений, перьев птиц можно создавать уникальные картины. То же можно создавать из бросовых материалов, уменьшая объём мусорных корзин и давая вторую жизнь ненужным вещам и предметам.
2. Перспективное планирование.
Октябрь - Организационное: «знакомство с разнообразным материалом»
- «По грибы пойдём»
- «Волшебная бумага»
- «В подарок нашим бабушкам и дедушкам»
Ноябрь - «Осенние картины»
- «Сказочные герои леса»
- Моделирование игрушек по замыслу детей.
- «Волшебные тарелочки»
- «Во дворе у бабушки» коллективная модель.
Декабрь - «Кукла из цветной пряжи»
- «Долгожданная гостья»
- «Новогодние игрушки»
- «Снеговик»
Январь - «Объёмные снежинки»
- «Зимняя сказка» коллективное панно.
- «Моя первая закладка»
- «Прокатим зайчика на санках»
Февраль - Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества.
- «Маленькие бусинки»
- «Самолёт»
- «Паровоз»
Март - Подарок для мамы.
- «Цветущее дерево» коллективная работа.
- «Чудо завиток»
- «Вазочка для цветов»
Апрель - «Пасхальный заяц»
- «Весенний цветок»
- «Весёлые погремушки»
- «Птичка»
- «Будка для собаки»
Май - Поздравительная открытка ко дню Победы.
- «Чебурашка»
- «Червячок в яблочке»
- «Шёпот моря»
3. Календарно – тематическое планирование.
Месяц НОД Цель Материал
Октябрь Организационное: «знакомство с разнообразным материалом»
Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.
Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно готовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявлять свойства и связи. Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки.
«По грибы пойдём»
Продолжать учить детей лепить разные по форме грибы, передавать их характерные признаки.
Закрепить прием приглаживания. Пластилин, дощечка, стека, образцы грибов на картинках.
«Волшебная бумага»
Знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение (учить читать чертежи); закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, ножницы,
карандаши.
В подарок нашим бабушкам и дедушкам» Изготовить поздравительные открытки по шаблону. Научить самостоятельности и аккуратности. Цветная бумага, ножницы,
карандаши.
Ноябрь
«Осенние картины»
Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций.
«Сказочные герои леса»
Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, крылатки ясеня, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена. Демонстрационные рисунки с поделками.
Моделирование игрушек по замыслу детей.
Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки.
«Волшебные тарелочки» Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Бумажная тарелка,
цветная бумага, краски, клей, ножницы, образец.
«Во дворе у бабушки» Создать коллективную модель деревенского двора по технике оригами. Развивать у детей пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, ножницы,
карандаши, картонная коробка, лоскутки ткани.
Декабрь «Кукла из цветной пряжи» Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей, образец.
«Долгожданная гостья» Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; Цветная бумага (зелёная, картон, ножницы, клей, образец.
«Новогодние игрушки» Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Цветная бумага; картон шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; краски; баночки с водой; салфетки, гофрированная бумага, конфетти.
«Снеговик» Развивать у детей воображение. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место. Делать поделки разнообразными и устойчивыми. Продолжать создавать образы из бросового материала. Бросовый материал, клей, ножницы, салфетка.
Январь «Объемные снежинки» Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Белая бумага, клей, карандаш, ножницы, тесьма для петельки, образец.
«Зимняя сказка» Создать коллективное панно. Учить детей мять маленькие кусочки бумаги, приклеивать их на шаблоны тем самым развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение, фантазию, использовать разную технику работы с бумагой, ватой. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Ватман А3, карандаш, цветная бумага, туал. бумага, салфетки, серпантин, бумага гофра, фольга, вата, ватные диски, клей, ножницы.
«Моя первая закладка» Развивать мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику и речь. Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, образец.
«Прокатим зайчика на санках» Развивать чувство цвета, формы. Создавать санки из бросового материала. Бросовый материал, ножницы, клей, салфетка.
Февраль Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец.
«Маленькие бусинки» Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности и усердию. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить, ножницы.
«Самолёт» Продолжать учить детей делать объёмные поделки, работать с клеем, осуществлять замысел, привлекая ранее умения и навыки. Бросовый материал, клей, ножницы, кисточка, бумага цветная, белая.
«Паровоз» Создавать оригинальные игрушки из использованных ранее ёмкостей. Развивать эстетический вкус, чувство композиции. Развивать инициативу, фантазию.
стаканчики из-под творожных десертов или йогуртов, крышки из-под пластмассовых бутылок, клей, ножницы, белая бумага, готовые кукольные глазки, палочки из-под чупа-чупсов или зубочистки, пластилин.
Март Подарок для мамы. Продолжать учить детей делать объемные поделки. Цветная, белая, гофр. бумага, ножницы, клей, карандаш, ажурная тесьма, кисточка, образец.
«Цветущее дерево» Коллективная работа. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы по бисероплетению. Учить сотрудничеству, аккуратному исполнению поделки. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить, проволока, ножницы, подставка для «дерева", гуашевая краска, марля, гипс, клей, кисточка.
«Чудо завиток» Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать пространственное воображение, закреплять умения скручивания бумаги, развивать концентрацию внимания и творческие способности. Бумага для квиллинга разных цветов, карандаш, ножницы, картон, клей, образец.
«Вазочка для цветов» Украшать баночки из-под йогуртов. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе. Пластилин, баночки из- под йогуртов, любое изделие для узора на усмотрение воспитателя.
Апрель «Пасхальный заяц»
Изготовление «зайца-коробочки» для яйца методом оригами, и окрашивание пасхального яйца. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, кисточка, скорлупа яичная, краски, образец.
«Весенний цветок» Развивать эстетический вкус, чувство композиции.
Закреплять работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место. Бумага формата А4, клей, ножницы.
«Весёлые погремушки» Создавать оригинальные игрушки из использованных ранее ёмкостей. Развивать фантазию, мелкую моторику рук. Выполнять работу аккуратно. Разные ёмкости, крупа, пластилин.
«Птичка» Вырабатывать положительные результаты в работе. Развивать инициативу, фантазию. Природный материал, пластилин.
«Будка для собаки» Продолжать формировать знания детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем. Бумага, клей, кисточка, салфетка.
Май Поздравительная открытка ко дню Победы. Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, образец.
«Чебурашка» Создавать героев из подручного материала. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе. Стаканчик, спичечный коробок, клей, цветная бумага, ножницы.
«Червячок в яблочке» Развивать у детей воображение. Скручивать полоски рулончиком, в последствии наклеивать. Бросовый материал, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка.
«Шёпот моря» Продолжать учить детей работать с природным материалом - ракушки. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Ракушки разных видов, пластилин, бусинки для глаз. Демонстрационные рисунки с поделками.
4. Формы подведения итогов реализации программы.
- Проведение выставок детских работ.
- Составление альбома лучших работ.
Организационный раздел.
Программа «Коллекция идей» рассчитана на 1 год для детей (подготовительная к школе группа). Для успешного освоения программы занятий численность детей в группе кружка должна составлять 8-10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня,4-5 занятий в месяц, 32 занятий в год.
Продолжительность занятия 25-30 минут.
1. Методические пособия, оборудование, материал.
Материалы и оборудование.
Природный материал : зёрна, горох, семечки, шишки, каштан и пр.
Бросовый материал : нитки, пуговицы, вата, спички, ткань, пластиковые бутылки и пр.
Краски, клей, ножницы, пластилин, карандаши, кисточки, фломастеры.
Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон.
2. График работы кружка.
1, 3 неделя – Понедельник 18.00-18.30
2, 4 неделя – Вторник 18.00 -18.30
3. Список детей
1 Дригина Анна 25.12.11г.
2 Димитриев Николай 1.09.11г.
3 Дергунова Майя 18.05.11г.
4 Козубенко Михаил 12.12.11г.
5 Рябова Настя 23.04.11г.
6 Хабиров Руслан 16.01.11г.
7 Жбанникова Анна 27.10.11г.
8 Салин Максим 2.12.11г.
4. Табель посещаемости детей.
№ Список детей Октябрь Ноябрь
1 Димитриев Николай
2 Дергунова Майя
3 Козубенко Михаил
4 Рябова Настя
5 Жбанникова Анна
6 Салин Максим
7 Хабиров Руслан
8 Дригина Анна
Присутствует:
Отсутствует:
Список используемой литературы.
1. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала – Дрофа 2006г.
2. Соколова С. Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эсмо 2005г.
3. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала : книга для воспитателей детского сада. 2 – изд. М. Просвещение 1991г.
4. Бугельский Ю. А. игрушки самоделки. изд. М. Просвещение 1965г.
5. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетём деревья из бисера. Ростов н/д. Феникс 2006г.
6. Короткова Н. Книга лучших поделок Росмэн –Пресс 2006г.
7. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления – 2013г.