Валентина Волкова
Программа «Мозголом» по интеллектуально-творческой направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по интеллектуально-творческой направленности
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Программа «Мозголом»
(интеллектуально-творческая направленность)
Воспитатель:
Волкова В. А.
г. Новороссийск
Пояснительная записка
Актуальность и социальная значимость
Поиск новых, эффективных средств реабилитационного процесса несовершеннолетних – одна из важнейших задач в социальной сфере.
Публикация «Программа „Мозголом“ по интеллектуально-творческой направленности» размещена в разделах
Внедрение инновационных техник и оборудования способствует эффективности реабилитационного процесса. Так, совершенствование воспитательной среды представляется возможным посредствам разнообразия форм досуговой деятельности. Использование значительных ресурсов игровых технологий способствует формированию у несовершеннолетних устойчивого познавательного интереса, активизации творческих способностей и развитию представлений об интеллектуальных идеалах и нематериальных ценностей.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Преимуществом программы является использование игровых технологий в работе с несовершеннолетними, поскольку это способствует:
• свободной развивающей деятельности, предпринимаемой лишь по желанию несовершеннолетнего, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческому, в значительной мере импровизационному, очень активному включению в игровую деятельность («поле творчества»);
• эмоциональной приподнятости несовершеннолетних, интеллектуальному соперничеству, состязательности, позитивной конкуренции, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»).
В структуру игровой деятельности по программе органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых несовершеннолетний полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Кружковое занятие решает задачи эмоционального, творческого, интеллектуального и культурного развития ребёнка. Материал игровой деятельности подобран с учетом возрастных особенностей детей. Программа построена таким образом, что в процессе игровой деятельности у несовершеннолетних формируется и укрепляется познавательный интерес. Программа направлена на обогащение представления о разнообразии культурно-досуговой деятельности у несовершеннолетних, формах и видах интеллектуальной деятельности. В результате чего расширяется кругозор и обогащается опыт самостоятельной деятельности и саморазвития.
Цель программы : Создание условий для формирования познавательного интереса у несовершеннолетних в процессе их досуговой деятельности и раскрытия их интеллектуально-творческого потенциала.
Образовательные задачи:
1. Определить значение понятия: «интеллектуальная игра», «досуг с пользой» и «головоломка».
2. Ознакомить несовершеннолетних с разнообразием современных игр.
3. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями.
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление, пространственное воображение, моторику пальцев, зрительное внимание, память, скоростную реакцию.
2. Закреплять интерес к интеллектуальной игровой деятельности
3. развитие способности детей к наглядному моделированию.
Воспитательные задачи:
1. Стимулировать проявление целеустремленности, настойчивости, смекалки.
2. Поддерживать желание работать в команде и стремление к достижению общей цели.
3. Воспитывать интеллектуальную и всесторонне развитую личность.
Методы:
В процессе реализации программы были использованы следующие методы и технологии: игровые (настольные игры и конструкторы, развивающие и проблемно-поисковые методы, печатно-словесные инструкции, наглядные материалы из состава комплектации игр.
Инструменты и материалы
1. Настольная игра «Дженга» (Jenga, Hasbro (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2. Магнитный конструктор Magformers (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3. Настольная игра-головоломка «Акробат» ("Tipover") Think Fun (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
4. Конструктор-липучка Bunchems Mega Pack (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
5. Настольная игра-головоломка «Кирпичики» (Brick by brick, Think Fun (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
6. Конструктор «Снежинка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
7. Игра головоломка «Шоколадный набор"(Chokolate fix, Think Fun (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
8. Мультимедийное оборудование для просмотра видеозаписей и презентации
9. Документальные видеоматериалы о современных дидактических играх, презентации
10. Канцелярские принадлежности
Возраст детей: от 8 до 18 лет.
Организация проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в группах, индивидуально (разновозрастные) от 1 до 5 человек (8-10 лет; 11-14 лет; 15-18 лет).
Максимальная нагрузка в неделю: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час (астрономический - 60 мин (8-10 лет; 11-14 лет; 15-18 лет).
Место проведения занятий: групповая комната, актовый зал. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.
Совместная деятельность: возможно участие в ходе занятий родителей (законных представителей).
Формы организации занятий по программе выбраны с учетом особенностей их проведения в разновозрастной группе воспитанников, а также с учетом временного, не долгосрочного пребывания воспитанников в отделении. Работа по данной программе происходит на практических занятиях.
Программа рекомендуется к использованию педагогами образовательной, социальной сфер.
Календарно – тематический план (8 - 18 лет)
программы детского клуба «Мозголом»
№ модуля (раздела)
Дата проведения Модуль (раздел) Количество часов
Всего Теорет. занятия Практ.
занятия
1 Ознакомление с разнообразием современных интеллектуальных игр 2
2 Дженга (англ. Jenga) —настольная игра.
Играем вместе 3
3 Интеллектуальное соревнование «Дженга – победитель» 1
4 Магнитный конструктор
Магформерс (англ. –Magformers).
Играем вместе 3
5 Творческое соревнование
«Лучший в магнитном конструировании» 1
6 Кубическая игра Акробат (англ. - «Tipover»).
Играем вместе 3
7 Интеллектуальное соревнование «Акробат – победитель» 1
8 Конструктор-липучка (англ. - «Bunchems»).
Играем вместе 3
9 Творческий конкукрс
«Супер – липучка» 1
10 Игра «Кирпичики» (англ. -Brick-Brick».
Играем вместе 3
11 Интеллектуальное соревнование «Победитель игры «Кирпичики» 1
12 Конструктор «Снежинка». Играем вместе 3
13 Творческий конкурс «Мистер/Мисс «Снежинка» 1
14 Настольная игра «Шоколадный набор» (англ. – Chokolate).
Играем вместе 3
15 Интеллектуальное соревнование «Лучший в игре «Шоколадный набор» 1
16 Интеллектуально-творческий турнир «Мозголом» 1
Итого: 30ч 2 ч - 28 ч
Ожидаемые результаты
В процессе работы воспитанники в увлекательной форме получат элементарные представления о различных видах современных игр и имеют возможность испытать свои силы, играя по правилам. Удовлетворится потребность в ярких эмоциональных впечатлениях и интеллектуальном поиске. Будут побуждаться и развиваться познавательные процессы (концентрация внимания, память, воображение, логическое и абстрактное мышление, моторика и пр.). Так же развивается мелкая моторика, фантазию и пространственное мышление несовершеннолетнего, повышается его целеустремленность и усидчивость.
Должен знать: название игр и различных видов конструктора (в том числе, на английском языке, правила настольных игр и конструкторов.
Должен уметь: соблюдать правила игры, следовать инструкции.
Используемая литература:
1. Актуальные проблемы современной культуры детства: сб. науч. материалов – Челябинск: ЧГАКИ, 2006. – 291 с.
2. Бабина, Т. В. Общие технологии социально-культурной деятельности: Учеб. -метод. комплекс / Т. В. Бабина – Тюмень. : ТГИИК, 2006. – 260с.
3. Бабина, Т. В. Организация досуга в детских загородных центрах / Т. В. Бабина // Материалы Всерос. науч. -практ. конф. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы».
4. Волшебная страна Беллиора. В помощь организаторам летнего отдыха. Н. Новгород, 1995. – С. 41-42.
5. Воспитательно-профилактическая работа с «трудными» подростками и их семьями: Метод. рек. в помощь клубному работнику - Тюмень, 1992.
6. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. - №6 – С. 62-76.
7. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Е. И. Григорьева - Тамбов: Изд-во
8. Кон, И. Н. Психология ранней юности / И. Н. Кон – М., 1989.
9. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей, классных руководителей / Л. И. Маленкова – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 304с.
10. Русанова, В. С. Педагогический потенциал игры в воспитании подростков в клубе / В. С. Русанова // Социально-педагогические проблемы взаимодействия клуба и молодежи: Сб. науч. тр. – Тамбов, 1988.
11. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (текст) : учеб. пособие / под ред. А. В. Мудрика. – М. : Академия, 2004. – С. 30 – 39
12. Феофанов, О. А. Реклама: Новые технологии в России; Психология рекламы; Формирование имиджа; Полит. реклама. / О. А. Феофанов – СПб. : Питер, 2000. – С. 175-180.
13. Фролов, Ю. И. Психология подростка: Хрестоматия / Ю. И. Фролов – М. : Рос. педагогическое агентство, 1997. – 524с.
14. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина// Среднее профессиональное образование – Ростов н/ Д: Феникс, 2005.- 288с.
Интернет-ресурсы
https://www.jenga.com/
https://think-fun.ru/
https://magformers.ru/
https://big-bunchems.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Настольная игра «Дженга» (Jenga, Hasbro
Дженга (англ. Jenga) — настольная игра, придуманная в 70-х английским геймдизайнером танзанийского происхождения Лесли Скотт и распространяемая компанией Parker Brothers (подразделение Hasbro).
В игре используются 54 деревянных блока. Длина каждого блока в три раза больше его ширины, а высота примерно равна половине его ширины. Для начала игры надо построить башню высотой в 18 этажей. Каждый этаж состоит из трёх блоков, положенных вплотную и параллельно друг другу. Блоки каждого следующего этажа кладутся перпендикулярно блокам предыдущего этажа.
После того как башня построена, игроки начинают ходить. Первым ходит тот, кто строил башню. Ход в дженге состоит из вытаскивания одного блока из любого уровня (за исключением того, который прямо под недостроенным верхним) башни и последующего его размещения наверху башни так, чтобы его было возможно завершить (нельзя достраивать этажи под незавершённым верхним уровнем). Для извлечения блока разрешено использовать только одну руку; вторая рука тоже может использоваться, но дотрагиваться до башни одновременно можно только одной рукой. Блоки можно подталкивать, чтобы найти тот, который свободнее всего сидит. Любой подвинутый блок можно оставить на месте и не продолжать его вынимать, если это приведёт к падению башни. Ход заканчивается тогда, когда следующий игрок дотронется до башни, или когда пройдёт 10 секунд, в зависимости от того, что случится раньше.
Игра заканчивается, когда башня падает. Падением башни считается падение любого блока кроме того, который игрок в данный ход пытается расположить наверху. Проигравшим считается тот, в чей ход произошёл обвал башни. Однако если упало только несколько блоков, то игроки могут по желанию продолжить игру.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Американский магнитный конструктор Magformers
Данный конструктор отличает безупречное качество и, прежде всего, безопасность для детей, т. к. магниты расположены внутри деталей. При случайном изломе не образуются острые края. Особенностью магнитов является их способность вращаться внутри рамок таким образом, что при соединении деталей два магнитика обращаются друг к другу противоположными полюсами. Благодаря такой оригинальной конструкции элементы конструктора всегда притягиваются между собой, а не отталкиваются один от другого. Magformers «Популярное Волшебство» развивает творческий потенциал с помощью пошагового построения и перестроения 3D моделей окружающего мира, фантазию, творческие способности, координацию, пространственное мышление, внимание и пр.
Конструктор содержит магнитные элементы различных геометрических форм ярких цветов. Это позволяет собрать большое количество различных трехмерных построек. Удивительный конструктор можно использовать совершенно по-разному: выкладывать изображения на плоскости, как из мозаики; строить объёмные фигуры; делать плоские раскладки объёмных фигур, а потом, приподнимая, наблюдать, как они становятся объёмными, прикреплять на металлические поверхности (учебную доску, мольберт и пр., «вырисовывая картины».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Настольная игра-головоломка «Акробат» ("Tipover") Think Fun
Одна из самых необычных игр компании Thinkfun. Эта нашумевшая комбинаторская головоломка, которая в увлекательном игровом процессе развивает логическое мышление не только у детей, но и их родителей! Она разработана специально для непосед, которых сложно усадить за решение математических задач и изучение правил русского языка. Играющий принимает сложные решения, ошибается, начинает все сначала и добирается до заветной цели, радуясь победе. Игра «Кубическая головоломка» развивает пространственное ориентирование! Ее незначительный формат позволяет тренироваться на отдыхе и даже в дороге!
Цель игрока – довести акробата до красного квадрата, который является финишем. На пути возникают сложности, но ничто не остановит. Нужно прорываться через пространство, создавая удобные пути. Опрокидывать башни, перебираться с одной конструкции на другую. За решением увлекательной задачи может пройти не один час, самые неусидчивые полностью погружаются в процесс объемной и реалистичной игры. «Кубическая головоломка» требует полного сосредоточения, один неверный ход – и вся стратегия «рушится». В игре 40 карточек, для каждого уровня сложности по 10 штук.
Красный акробат стремится попасть на заветный кубик такого же цвета. Иногда он располагается совсем близко – через одну или две позиции от старта. Но только добираться по него можно лишь по башням, расставленным на поле определенным образом. Разрешается ронять башни, переходить на соседние конструкции. Нельзя при этом перепрыгивать по диагонали и через позицию, чтобы попасть на другую башню. Можно опрокидывать конструкции в любую сторону. Такой увлекательный паркур на небольшом поле настольной игры «Кубическая головоломка» никого не оставит равнодушным!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конструктор-липучка Bunchems Mega Pack
Увлекательный конструктор не вызывает трудностей в сборке – шарики легко соединяются и разъединяются друг с другом, поскольку имеют особую форму, напоминающую репейник.
В каждом наборе кроме шариков из мягкой пластмассы и разнообразных аксессуаров из прочного пластика (шляпок, усов, ножек, ручек, глаз, крыльев, очков и пр.) содержится наглядная инструкция по сборке фигурок Bunchems. Она позволяет почерпнуть идеи для создания фигурок и с легкостью конструировать разнообразные игрушки: животных, птиц, людей и персонажей сказок и мультфильмов, машинки, цветы и многое другое. Чтобы создать очередную игрушку из шариков Банчемс, вовсе не обязательно брать за основу картинки из инструкции. Можно создавать уникальные игрушки, абсолютно непохожие на предлагаемые варианты. Это помогает развить творческое мышление и фантазию, креативный подход и умение находить нестандартные решения. Но в процессе игры важно соблюдать элементарные правила безопасности и требования, изложенные ниже.
Последовательно соединить между собой пушистые шарики подходящих цветов – для этого элементы следует прижать друг к другу, и они сцепятся загнутыми на концах мягкими иголочками. В завершение – дополнить собранную игрушку желаемыми аксессуарами. Для установки декоративных элементов в каждом шарике предусмотрено специальное углубление в центре. Аксессуары рекомендуется вначале крепить на шарики, а затем вместе с ними присоединять к собранной конструкции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Настольная игра-головоломка «Кирпичики» (Brick by brick)
Одна из самых универсальных головоломок производителя Thinkfun, она предназначена для тренировки мышления и развития логики у детей от 8 лет. На самом деле, игра будет интересна для людей любого возраста. Навыки, приобретенные в игре «Кирпичики», непременно пригодятся в реальной жизни и помогут с легкостью найти выход из самых сложных ситуаций. Превосходно развивает пространственное ориентирование, тренирует волю. Непоседы станут терпеливее, играя в «Кирпичики», находя правильные решения и радуясь победам.
В оригинальном варианте название игры звучит как «кирпич к кирпичу». И оно полностью отражает суть головоломки. Правила сводятся к тому, чтобы собрать фигуру – точную копию изображения на карточке с заданием. Всего прилагается 60 карт с рисунками различного уровня сложности. Самый простой – пирамидка, с ним справится и 6-ти летний ребенок. Над многими заданиями и взрослые могут «поломать голову», составляя нужную фигуру.
Краткие правила
Сложность заключается в том, что все кирпичи сцеплены в 5 фигур, т. е. их нельзя разъединять. По свое сути головоломка «Кирпичики» напоминает тетрис – самую популярную логическую игру прошлого! Правила очень просты – нужно собрать такую же фигуру, как представлена на карточке. Решение можно посмотреть на обороте, если головоломка никак не поддается разгадке. Детям младше 8 лет рекомендуется тренировать логику, собирая самые простые варианты фигур. Для этого можно попросить собрать головоломку по предложенному образцу-подсказке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Конструктор «Снежинки»
Конструктор «Снежинки» состоит из ярких и легких деталей. Конструктор легко и просто собирать – детали скрепляются между собой прорезями, в каждой детали 8 прорезей. Конструктор поможет развить воображение и логику, помогает развить мышление. Головоломка-конструктор представляет собой круглую снежинку диаметром три сантиметра с восемью пазухами.
Этот развивающий конструктор идеально подходит для детского творчества. Позволит развивать воображение, логическое мышление, развить творческое мышление ребенка. С помощью этих пластиковых снежинок можно изучать цвета. В наборе их пять - синий, зеленый, оранжевый, желтый и красный. Еще благодаря этим строительным блокам развивается мелкая моторика пальцев рук, ведь при конструировании детали приходится держать пальцами.
Из конструктора «Снежинки» можно создать объёмные фигуры. Детали крепко держатся и есть прекрасная возможность для создания фантастических объектов. Объединяя «снежинки» перпендикулярно между собой, можно построить самолет, цветы, дом, корзину, пирамиду и еще много чего интересного.
Играя с таким необычным конструктором, развивается усердие. Ведь создание большой фигуры, а такое количество деталей позволит это сделать, займёт от 5 до 15 минут. Конструктор снежинки интересен не только для детей, но и для взрослых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Игра головоломка «Шоколадный набор"(Chokolate fix, Think Fun
Игровой набор достаточно прост и незатейлив: имеется в распоряжении формочка для раскладывания игровых конфет и специальный блокнот с заданиями. Каждое следующее задание будет сложнее предыдущего – и в этом вся прелесть игры. Постепенное развитие навыков, необходимость умения различать составные детали – все это делает «Шоколадный набор» неким более интересным подобием пазлов или конструктора. Следуя указаниям, написанным на каждой из страниц блокнота, ребенок должен правильным образом компоновать конфеты в коробке. Ошибка здесь недопустима – придется все начинать заново. Эта игра приучает еще и к ответственности в развлекательной форме: ведь если настоящий рабочий шоколадной фабрики будет неправильно раскладывать наборы, его попросту уволят!
О процессе игры
Правила очень просты и понятны даже маленьким участникам. Необходимо прочитать все указания по работе, написанные в руководстве. Где-то указана точная картинка необходимой конфеты, а где-то – лишь форма или цвет. Сопоставляя данные, ребенок компонует наборы, а после сверяется с результатом, указанным на обратной стороне страницы руководства. Если все сложено правильно – он может приступать к выполнению следующего задания.