Млада Сидорова
Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»
художественно-эстетической направленности
для старшего дошкольного возраста.
IПояснительная записка
В основу настоящей программы положена программа Т. С. Григорьевой «Маленький актёр» и программа М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».
Образовательная область: художественно-эстетическая
Направление: музыкально-театральное
Публикация «Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности „Весёлый балаганчик“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Возраст: старший дошкольный (5-6 лет)
Срок реализации: 1 год
Научность: программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.
Актуальность:
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Ещё древние греки говорили о воспитании гармоничной личности через «гимнастику для тела и музыку для души».
Музыкально-театральная деятельность – универсальное средство для развития у детей не только художественно-эстетических компетенций, но и комплекса универсальных личностных качеств – интеллектуальных, коммуникативных, нравственных, творческих.
В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.
Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Цель программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Общие программные задачи:
1. Образовательные:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2. Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с интересами других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
Креативный принцип. Необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и практические:
• объяснение;
• чтение воспитателя;
• беседы;
• просмотр видеофильмов;
• разучивание произведений устного народного творчества;
• обсуждение;
• наблюдения;
• словесные, пальчиковые и подвижные игры;
• пантомимические этюды и упражнения;
• артикуляционная и дыхательная гимнастика;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т. д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);
Подходы: развивающий; системно-деятельностный; личностно – ориентированный.
Виды деятельности: познавательная, театральная, игровая, коммуникативная, оздоровительная, музыкально-художественная.
Психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Основные направления программы (структура занятий):
1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
-Что такое театр, театральное искусство; -Какие представления бывают в театре;
-Кто такие актеры; -Какие превращения происходят на сцене;- Как вести себя в театре.
2. Эмоционально-образное развитие. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения.
6. Работа над сценками, спектаклем.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие.
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев.
2. Познавательное развитие.
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3. Речевое развитие.
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
5. Физическое развитие. Через повышение двигательной активности, создание благоприятного эмоционального климата и здоровьесберегающие технологии укрепление физического здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика; • артикуляционная гимнастика; • пальчиковые игры со словами; • психогимнастика; • физкультминутка, динамические паузы.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Планируемые результаты к концу года:
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
Должен иметь представление:
- о театре, театральной культуре; - устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Форма отчетности: спектакль в конце года, мониторинг.
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник».
2. Памятки, папка- передвижка по театрализованным играм с детьми.
3. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, декораций и костюмов к спектаклю.
4. Привлечение родителей к разучиванию с детьми стихов, потешек, скороговорок.
5. Помощь родителей в организации похода в кукольный театр.
6. Привлечение родителей к исполнению ролей на праздниках и развлечениях.
Режим работы кружка: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.
II. Тематический план к рабочей программе «Весёлая карусель»
сентябрь
Вводное занятие.
Что такое балет?
Волшебный мир театра
Виды театров
В мире балета
Учимся быть артистами
октябрь Театр на кавролине:
Сказка «Репка»
Урожай собирай
Осень золотая
Осенние посиделки
ноябрь Пальчиковый театр:
Сказка «Теремок»
Осень в лесу
Настольный театр:
Сказка «Волшебная дудочка»
Сказка «Волк и семеро козлят»
декабрь Варежковый театр:
Ёлочка стояла
Рукавичка
Звери водят хоровод
Новый год
январь Театр матрёшки:
Сказка «Колобок»
Весёлые матрёшки
Волшебный сундучок
февраль Театр маски:
Кто в доме главный?
Наша дружная семья
Бабушка-забавушка
Веселое представление
март Театр игрушек:
Кто сказал «мяу»?
На пруду
На птичьем дворе
Весна в лесу
апрель Музыкально-драматический театр:
Постановка сказки к городскому фестивалю «Музы и дети»
май .Музыкально-драматический театр (часть 2):
Сводные репетиции старших и подг. групп и показ сказки к городскому фестивалю «Музы и дети»
Диагностика.
Всего занятий: 35
III. Диагностика. Механизм оценки получаемых результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности:
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
IV.Оборудование:
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- настольный
- конусный
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- ростовой
- театр матрёшки
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр;
4. Проектор, презентации
5. Костюмерная
6. Декорации
7. Атрибуты к играм и инсценировкам
8. Музыкальные инструменты
V. Методическое обеспечение программы:
1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. - М., Сфера, 2012.
2. Гончарова О. В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. - М., Сфера, 2010.
3. Гавришева Л. Б. Музыка, игра – театр!- С. -П., «Детство-Пресс», 2004
4. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009
5. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. - Санкт-Петербург, 2008
7. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003
8. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. –
М., Сфера, 2010
9. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. - М., Сфера, 2009
10. Насауленко С. Г. Музыкальные игры и новые песни – журнал Колокольчик №38-2007
11. Пименов В. А. Театр на ладошках. - ВГУ, 1998
12. Погребинская М. М. Музыкальные скороговорки – С-Пб, «Композитор», 2007
13. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., Владос, 2001
14. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С. -П., «Союз», 2001
15. Картотеки артикуляционных, дыхательных, речевых, психогимнастических, коммуникативных игр и упражнений.