Млада Сидорова
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
(новая редакция)
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлая карусель» художественно-эстетической направленности
Пояснительная записка
В основу настоящей программы положена программа Т. С. Григорьевой «Маленький актёр» и программа М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».
Направленность программы: художественно-эстетическая
Актуальность:
Публикация «Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности „Весёлая карусель“» размещена в разделах
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.
Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Адресат программы:
старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-6, 6-7 лет)
В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.
Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.
Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.
Срок реализации: 2 года
На полное освоение программы требуется 72 часа
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в кружок – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в первый год обучения – 36, второй год – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут.
Педагогическая целесообразность
Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.
Практическая значимость.
Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми знаниями, умениями, впечатлениями. С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость».
Ведущие теоретические идеи.
Ведущая идея данной программы — создание современной практико-ориентированной высокохудожественной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать театрально-музыкальную деятельность детей.
При этом осуществляются следующие подходы: развивающий; системно-деятельностный; личностно – ориентированный.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Образовательные:
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2. Развивающие:
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- Развивать желание выступать перед родителями.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей
Принципы:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и практические:
• объяснение;
• чтение воспитателя;
• беседы;
• просмотр презентаций и видео;
• разучивание произведений устного народного творчества;
• обсуждение;
• наблюдения;
• словесные, пальчиковые и подвижные игры;
• пантомимические этюды и упражнения;
• артикуляционная и дыхательная гимнастика;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т. д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);
Основные направления программы (структура занятий):
1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
2. Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю»
(обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций).
К работе над спектаклем широко привлекаются родители
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• физкультминутки, динамические паузы.
Прогнозируемые результаты:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Планируемые результаты к концу первого года обучения:
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;
- уметь подобрать рифму к заданному слову;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Планируемые результаты к концу второго года обучения:
Ребёнок должен знать:
- все основные виды театров;
- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- основные жанры театрального искусства;
- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т. д.)
Должен уметь:
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
- уметь сочинить рассказ от имени героя;
- уметь составлять диалог между сказочными героями;
- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках и досугах внутри ДОУ и участие детей в ежегодном городском музыкально-театральном фестивале «Музы и дети».
Механизм оценивания образовательных результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Диагностика проводится на основе творческих заданий.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Психолого-педагогические условия
- Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Материально-техническое обеспечение реализации программы
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- настольный
- конусный
- би-ба-бо (перчаточный)
- магнитный
- масочный
- варежковый
- ростовой
- театр матрёшки
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр;
4. Проектор, презентации
5. Костюмерная
6. Декорации
7. Атрибуты к играм и инсценировкам
8. Музыкальные инструменты
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
NSPORTAL
Портал Маам
Портал Мультиурок
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное музыкально-педагогическое образование.
Дидактическое обеспечение реализации программы: схемы, плакаты, дидактические игры, репертуарные сборники, видео-, аудиофонд, картотеки артикуляционных, дыхательных, речевых, театральных игр и упражнений
Методическое обеспечение программы:
1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. - М., Сфера, 2012.
2. ГончароваО. В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. - М., Сфера, 2010.
3. Гавришева Л. Б. Музыка, игра – театр!- С. -П., «Детство-Пресс», 2004
4. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009
5. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. - Санкт-Петербург, 2008
7. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003
8. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. –
М., сфера, 2010
9. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. - М., Сфера, 2009
10. Насауленко С. Г. Музыкальные игры и новые песни -Колокольчик №38-2007
11.. Пименов В. А. Театр на ладошках. - ВГУ, 1998
12. Погребинская М. М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007
13. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., Владос, 2001
14. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С. -П., «Союз», 2001